Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-909/2020 ~ М-886/2020 от 19.10.2020

Дело № ...а-909/2020

10RS0№ ...-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года                                ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи                 Береговой С.В.,

при секретаре                             Челмайкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Г.И. к Министерству имущественных и земельных отношений ........ о признании незаконным и отмене распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

И.Г.И. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что по решению Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ является собственником автономного жилого блока № ... жилого дома, расположенного по адресу: ......... ХХ.ХХ.ХХ обратилась в Администрацию Кондопожского муниципального района (далее – Администрация) с заявлением о даче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под автономным блоком «Малоэтажные жилые блокированные дома». Администрацией письмом от ХХ.ХХ.ХХ предложено И.Г.И. произвести определенный порядок действий: произвести раздел дома на блоки, зарегистрировать право собственности на блок, образовать земельный участок под блоком, обратиться с заявлением в Администрацию о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. ХХ.ХХ.ХХ обратилась к административному ответчику о предоставлении земельного участка. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) № ...-м/20р от ХХ.ХХ.ХХ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовано И.Г.И. предоставление земельного участка на следующих условиях: И.Г.И. обязана повести работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; также обязана получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «Малоэтажные жилые блокированные дома». Указанные виды работ произведены административным истцом. После обращения ХХ.ХХ.ХХ к административному ответчику в ее адрес поступило Распоряжение Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» по тем основаниям, что при вынесении Распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ имеется техническая ошибка со ссылкой, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж1 с видом разрешенного использования – «Индивидуальные малоэтажные жилые дома с количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов…», что согласно Генплану Петровского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ означает, что для данного вида разрешенного использования минимальный размер участка равен 600 кв.м. Однако, согласно Генплану Петровского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ минимальный размер земельного участка составляет 183 кв.м. на одну семью. Размер испрашиваемого земельного участка И.Г.И. составляет 355 кв.м., что более названной величины. Полагает, что оснований для отмены Распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ у административного ответчика не имелось. Просит признать Распоряжение Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» незаконным.

В судебное заседание административный истец И.Г.И. не явилась, извещена надлежащим образом, направила своих представителей.

В судебном заседании представители административного истца Иссар Т.А., действующая на основании доверенности, Кудрина Н.Н., действующая на основании ордера, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Министерство имущественных и земельных отношений РК своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения, согласно которым полагали требования не подлежащими удовлетворению.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........, Администрации Кондопожского муниципального района, Администрации Петровского сельского поселения, А.Т.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в ........ и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В силу ст. 11.9. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в том числе: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Статьей 85 ЗК РФ определен состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что И.Г.И. является собственником автономного жилого блока № ... жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: ........, кадастровый № ....

На основании заявления И.Г.И. вынесено Распоряжение Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка». (далее – Распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ) Пунктом 1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № ... площадью <...> расположенного по адресу: ......... Пунктом 2 предварительно согласовано И.Г.И. предоставление в собственность земельного участка для эксплуатации автономного жилого блока № ... жилого дома блокированной застройки, расположенного по вышеуказанному адресу. В п. 3 указано, что предоставление земельного участка, указанного в п. 1 Распоряжения, возможно в случае обеспечения выполнения И.Г.И. следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Малоэтажные жилые блокированные дома». Также указано на соблюдение определенных ограничений. Срок действия распоряжения составляет два года.

Распоряжением Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р в Распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ внесены изменения, п. 1 изложен в следующей редакции: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью <...>.м., расположенного по адресу: ......... Категория земель – «земли населенных пунктов». Вид разрешенного использования земельного участка – «индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и таких домов, предназначенных для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства. Территориальная зона – Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Постановлением Администрации от ХХ.ХХ.ХХ № ... предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «Малоэтажные жилые блокированные дома» для земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства с кадастровым номером № ... (автономный жилой блок № ... жилого дома блокированной застройки).

Распоряжением Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р в связи с допущенной технической ошибкой, на основании Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в ........ и органами государственной власти Республики Карелия» Распоряжение Министерства от ХХ.ХХ.ХХ отменено.

В письме, направленном в адрес И.Г.И. также указано, что при рассмотрении обращения физического лица от ХХ.ХХ.ХХ по вопросу правомерности утверждения Распоряжения Министерства от ХХ.ХХ.ХХ сообщило, в том числе, что при рассмотрении заявления И.Г.И. от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, отсутствовали основания для отказа, в связи с чем Министерством было принято решение о предварительном согласовании, выраженное в Распоряжении. В ходе проверки выявлено, что испрашиваемый земельный участок образуется путем раздела земельного участка с кадастровым номером № ..., правообладателем которого согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости является третье лицо. Кроме того, в соответствии с картой градостроительного зонирования территории д. Верхняя Ламба в составе Генерального плана Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия, утвержденного решением 35 сессии 2 созыва Совета Петровского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ..., согласно письма Администрации, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне – «Ж1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами». В указанной территориальной зоне для земельных участков с видом разрешенного использования – «Индивидуальные малоэтажные жилые дома с количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, установлены параметры использования земельных участков, в том числе, предельные минимальные размеры. Для указанного вида разрешенного использования минимальный размер участка составляет 600 кв.м. Однако в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № ... площадь участка составляет 355 кв.м.

В тоже время, согласно Таблицы 2.1.2. Правил землепользования и застройки Петровского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ (действовавших на момент вынесения Распоряжения Министерства от ХХ.ХХ.ХХ) для малоэтажных жилых блокированных домов: минимальная площадь участка на новых территориях, включая площади застройки составляет 183 кв.м. на одну семью; минимальная площадь участка на реконструируемых территориях жилой застройки: включая площадь застройки составляет 133 кв.м. на одну семью, а без площади застройки – 50 кв.м. на одну семью.

Указанные Правила землепользования и застройки не оспаривались, не были признаны недействительными.

Согласно представленным документам размер испрашиваемого земельного участка И.Г.И. составляет 355 кв.м., что более установленных размеров.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что технической ошибки в Распоряжении Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р не имеется.

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия доказательств наличия технической ошибки в вынесенном Распоряжении не представлено.

В тоже время, оспариваемое Распоряжение Министерства от 17 09.2020 № ...-м/20р лишает права И.Г.И. на дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка по представленным ею документам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК не является обоснованным, в связи с чем, административные исковые требования в части признания отказа незаконным подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Берегова

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2а-909/2020 ~ М-886/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иссар Галина Ивановна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Иссар Татьяна Александровна
Андрианова Татьяна Михайловна
Администрация Кондопожского муниципального района
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Администрация Петровского сельского поселения
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на сайте суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация административного искового заявления
19.10.2020Передача материалов судье
20.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее