РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Антаевой Е.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по <адрес> и <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР по <адрес> и <адрес>, в котором просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика засчитать ей в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя «Центра развития ребенка №», и назначить ей досрочную пенсию с момента подачи заявления в пенсионный орган. Указала, что основанием ее обращения в суд явился отказ ответчика в зачете указанного периода ее деятельности в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию и, соответственно, в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика УПФР по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, обосновав возражения против иска доводами, изложенными в решении Управления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом в силу пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
В силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В судебном заседании установлено, что решением УПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и решением от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в решение от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия необходимого стажа. Из требуемого специального 25-летнего стажа для назначения досрочной пенсии засчитано как в соответствии с действующим и так и по нормам ранее действовавшего законодательства 20 лет 04 месяца 18 дней.
При этом спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя «Центра развития ребенка №» не засчитан в специальный стаж истца, так как Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением СМ РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ, Списком…, утв.Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, Списком.., утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное учреждение не предусмотрено.
В соответствии с п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Оспариваемые периоды педагогической деятельности истца имели место до указанной даты.
В силу ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Образовательное учреждение является юридическим лицом и по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций /объединений/). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Постановлением Совмина РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Пунктом 2 указанного постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Кроме того, постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Согласно п.3 и 4 вышеуказанного постановления Правительства № в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком.., утвержденным постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, а период работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Разделами «наименование должностей» Списков.., утв. Постановлением Совмина РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность воспитатель.
В разделе «наименование учреждений» Списка.., утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ значатся: «дошкольные образовательные учреждения: центр развития ребенка - детский сад».
В судебном заседании установлено, что ФИО1 была переведена на должность воспитателя в ясли-сад №99 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, где продолжает работать по настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждены в суде трудовой книжкой, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой формы Т-2, справками и приказами, приобщенными в материалы дела.
Из представленных в суд справок МДОУ «Образовательное учреждение-«Центр развития ребенка –детский сад № 99» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ясли –сад №99 был переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение -«Центр развития ребенка №» на основании распоряжения главы администрации №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, приказа управления образования администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ преобразован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №99» на основании приказа департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом из справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в связи с проходившими переименованиями учреждения должностные обязанности воспитателя ФИО1 не менялись.
Судом также установлено, что профиль детского учреждения как до переименования, так и после не менялся, включая и спорный период.
Уставами муниципального образовательного учреждения, зарегистрированными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и в 2004 г., установлено, что данное учреждение является юридическим лицом, учреждено совместным решением управления народного образования администрации <адрес> и Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>. Учреждение является образовательным общеразвивающего типа с коррекционными группами. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Согласно копиям лицензий, представленных в суд, учреждению разрешено осуществление образовательной деятельности.
Из свидетельства о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 99» по своему статусу относится к дошкольным образовательным учреждениям с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Таким образом, анализ вышеуказанных документов свидетельствует о том, что истец в оспариваемый период работала воспитателем одного и того же государственного образовательного учреждения, осуществляла и осуществляет педагогическую деятельность до настоящего времени. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 25 часов.
Судом установлено, что ФИО4, работая в спорный период воспитателем в речевой логопедической группе, имела педагогическую нагрузку 25 часов в неделю.
Данные факты подтверждаются справкой работодателя. Кроме того, из справки усматривается, что ФИО4 в отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках, отпусках по уходу за ребенком в оспариваемый период не находилась.
А потому, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорный период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя «Центра развития ребенка №» подлежит включению в специальный стаж. При этом также учитывает, что периоды работы ФИО4 в том же самом учреждении и в той же должности до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ были засчитаны пенсионным органом в бесспорном порядке.
Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется 6eз какой-либо дискриминации.
Применительно к заявленным исковым требованиям это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан, выполнявших определенную профессиональную деятельность, в данном случае - педагогическую, в одних и тех же условиях труда, связанных с воздействием на организм неблагоприятных физических, психологических и иных факторов, обусловленных спецификой и характером груда, дающую право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
По мнению суда, несоответствие наименования учреждения установленному Списком не меняет характера трудовой деятельности истца и не лишает ее права на включение в специальный стаж периода работы в должности воспитателя.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению его конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено судом, ФИО1 обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ.
Документами на момент обращения с заявлением было подтверждено 20 лет 04 месяца 18 дней.
С учетом включенных судом спорных периодов на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения в пенсионный орган, у ФИО1 имеется 25-летний специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, следовательно, ее исковые требования в части признания права на досрочную трудовую пенсию по старости и ее назначении с ДД.ММ.ГГГГ также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> засчитать ФИО1 в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя «Центр развития ребенка №» и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по <адрес> и <адрес> в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: