Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-790/2023 от 17.02.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 года      г.Самара

Куйбышевский районный суд г.Самара в составе

председательствующего судьи Космынцевой Г.В.

с участием помощника прокурора Чикиной С.Г.

при помощнике судьи Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-790/2023 по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области к Тараненко Андрею Николаевичу, Тараненко Ольге Олеговне, Тараненко Екатерине Андреевне, Тараненко Никите Андреевичу о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области обратилось в суд с иском к Тараненко А.Н., Тараненко О.О., Тараненко Е.А., Тараненко Н.А. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, указав, что Тараненко А.Н. проходил службу в Управлении Росгвардии по Самарской области. В период прохождения между истцом и ответчиком заключен договор найма специализированного жилого помещения , в соответствии с которым ответчику за плату в наем предоставлено служебное помещение общей площадью 49 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно договору найма жилого помещения, совместно с Тараненко А.Н. в квартире проживают: жена Тараненко О.О., дочь Тараненко Е.А., <дата> года рождения, сын Тараненко Н.А., <дата> года рождения.

Правообладателем жилого помещения на праве оперативного управления является Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Самарской области.

В соответствии с приказом командующего Приволжским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от <дата> N с по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" и подпункта "б" пункта 3 статьи 34 Положения (по истечении срока военной службы по контракту) прапорщик Тараненко А.Н. уволен с военной службы.

Поскольку ответчик Тараненко А.Н. в настоящее время не проходит военную службу в Управлении Росгвардии по Самарской области, к перечню лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится, он и члены его семьи подлежат выселению с данной площади без предоставления другого жилого помещения.

Извещение от <дата> N о добровольном освобождении служебного жилого помещения Тараненко А.Н. до настоящего времени не исполнено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил суд расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения N , выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, с возложением обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке.

В судебном заседании представитель истца Управления Росгвардии по Самарской области – Костин П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в них основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Тараненко А.Н. – Чугунова А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Ответчики Тараненко О.О., Тараненко Е.А., Тараненко Н.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области, представитель третьего лица ООО "Жилэнерго» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обозрев материалы личного дела Тараненко А.Н., заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тараненко А.Н. в период с в период с <дата> по <дата> проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России и войсках национальной гвардии России, на день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 00 дней, в льготном - не имеет.

<дата> между войсковой частью и Тараненко А.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения N , в соответствии с которым последнему и членам его семьи для временного проживания на время прохождения службы предоставлена квартира, общей площадью 49 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 19 заключенного с Тараненко А.Н. договора найма, он прекращается в связи с исключением из списков воинской части по увольнению с военной службы или в связи с переводом к новому месту службы.

Приказом командующего Приволжским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от <дата> N , <дата> Тараненко А.Н. уволен с военной службы в запас по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" и подпункта "б" пункта 3 статьи 34 Положения (по истечении срока военной службы по контракту).

Согласно справке от <дата> Управления Росгвардии по Самарской области, ФИО1 состоит на жилищном учете в Управлении Росгвардии по Самарской области для признания нуждающимся в получении специализированного жилого помещения и проживает по адресу: <адрес>. Жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен (л.д. 13, т. 1).

Согласно справке от <дата> Управления Росгвардии по Самарской области, Тараненко А.Н. на жилищном учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания не значится (л.д. 12, т. 1).

Направленное Управлением Росгвардии по Самарской области извещение от <дата> N , полученное Тараненко А.Н. <дата>, о добровольном освобождении служебного жилого помещения, ответчик не исполнил, что послужило основанием для обращения в суд с иском.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 названной статьи.

Правоотношения по обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями регулировались Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, в том числе военнослужащих внутренних войск МВД России (войск национальной гвардии Российской Федерации), вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 данного типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников правоохранительных органов.

Вместе с тем, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Управления Росгвардии по Самарской области о выселении, суды первой и апелляционной инстанции не учли, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Тараненко А.Н., как и члены его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела не состоят. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Доводы о том, что Тараненко А.Н. подавал документы для поставки его на учет ничем не подтверждены.

Как уже отмечено выше, справкой от <дата> Управления Росгвардии по Самарской области, подтверждено, что Тараненко А.Н. на жилищном учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания не значится.

В рапорте от <дата> Тараненко А.Н. на имя начальника Управления Росгвардии по Самарской области указывает, что жильем не обеспечен, состоит на жилищном учете для обеспечения жилым помещением по средствам жилищной субсидии.

Однако данный рапорт не может свидетельствовать о постановке Тараненко А.Н. на учет в качестве нуждающегося, поскольку достоверных доказательств подачи им документов в установленном законом порядке, как и документов, подтверждающих принятие заявления о постановке на учет, сам факт постановки суду не представлено (л.д.12 т.1).

Справка от <дата> содержит указание на то, что Тараненко А.Н. состоит на жилищном учете в Управлении Росгвардии по Самарской области для признания нуждающимся в получении специализированного жилого помещения. Жилым помещение для постоянного проживания не обеспечивался (л.д.13, т.1). При этом, указания на то, что Тараненко А.Н. признан нуждающимся данная справка не содержит. То есть понятия «состоит для признания» и «признан» по своему смыслу не могут быть отождествлены.

Из листа беседы от <дата>, содержащегося в материалах личного дела, следует, что Тараненко А.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.169 т.2).

В листе беседы от <дата>, в графе наличие у военнослужащего жилого помещения указано: «Жильем не обеспечен. Не состою на жилищном учете для обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по средством субсидии. Проживаю в служебном жилом помещении».

Ссылка ответчика на то, что в данном листе беседы содержится явное исправление в виде приписки «Не» к слову «состою», не может быть принята судом во внимание, поскольку указанный лист беседы подписан Тараненко А.Н. лично, каких-либо замечаний от него в листе не содержится. Доказательств того, что исправления внесены после подписи листа Тараненко А.Н. материалы дела не содержат. Кроме того, само по себе внесение исправлений в лист беседы не может свидетельствовать о недостоверности указанных в листе сведений, поскольку не исключает вероятность внесенных изменений, напротив, с целью уточнения сведений содержащихся в листе.

Кроме того, материалы личного дела содержат черновой вариант указанного выше листа беседы (л.д.177 т.2), где указано, что Тараненко А.Н. обеспечен служебным помещением. В списках очередников для получения жилья по социальному найму или в собственность не состоит. Данный лист беседы также подписан Тараненко А.Н.

Согласно справке Управления Росгвардии по Самарской области от <дата> Тараненко А.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания не обращался, на заседании жилищной комиссии Управления не рассматривался. Жилищное дело на данного военнослужащего не заводилось (л.д.144 т.2).

Таким образом, судом установлено, что Тараненко А.Н. при увольнении с военной службы не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства, не вставал на соответствующий жилищный учет.

Тараненко А.Н. не представлено доказательств, подтверждающих подачу в соответствии с пунктом 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, рапорта по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Не представлено также и иных документов (заявления на имя главы муниципального образования), как и доказательства того, что Тараненко А.Н. решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо ему в этом было отказано, и что в настоящее время он и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Более того, установлено, что Тараненко О.О. <дата> (спустя более полутора лет с момента обращения истца с настоящими заявленными требованиями о выселении) обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> с заявлением о признании ее с членами ее семьи: Тараненко А.Н., Тараненко Е.А., Тараненко Н.А. малоимущими с целью предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Постановлением от <дата> Тараненко О.О. было отказано в признании их малоимущими, поскольку среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи Тараненко О.О. превышает величину размера прожиточного минимума на душу населения по <адрес>.

Тараненко А.Н. с таким заявление на момент рассмотрения дела не обращался. Доказательств иного не представлено.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, с даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части заключенный с ним договор найма служебного жилого помещения прекращается.

Согласно пп.2 п.19 договора от <дата>, договор прекращается в связи с исключением из списков воинской части по увольнению с военной службы или в связи с переводом к новому месту службы.

Таким образом, поскольку Тараненко А.Н. с военной службы уволен и исключен из списков личного состава, договор считается прекращенным. Оснований для пользования ответчиков спорным жилым помещением не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, с возложением обязанности по сдаче жилого помещения, поскольку военнослужащий должен сдать служебную квартиру после исключения его из списков личного состава воинской части.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области удовлетворить.

Выселить Тараненко Андрея Николаевича (паспорт , выдан УВД <адрес> <дата>), Тараненко Ольгу Олеговну (паспорт выдан УМВД <адрес> <дата>), Тараненко Екатерину Андреевну (паспорт выдан ГУ МВД России по <адрес> <дата>), Тараненко Никиту Андреевича из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, с возложением обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.В.Космынцева

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2023 года.

2-790/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по С/о
Прокурор Куйбышевского района г. Самары
Ответчики
Тараненко Е.А.
Тараненко Н.А.
Тараненко О.О.
Тараненко А.Н.
Другие
Чикина С.Г.
Халимоненко К.Н.
Костин П.А.
Потапова Е.М.
Военный Комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара
Поляков С.А.
ООО "Жилэнерго"
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Космынцева Г. В.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее