РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки 6 марта 2013 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суюшовой С.А.,
при секретаре Кумскове А.В.,
с участием прокурора - заместителя Ставропольского природоохранного прокурора ФИО5,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией города Ессентуки ФИО9 и ФИО10, возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на строительство.
В судебном заседании заместитель Ставропольского природоохранного прокурора ФИО5 заявленные требования поддержал и пояснил, что в Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды. В результате проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации города Ессентуки ФИО6 ФИО9 и ФИО10 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» №RU <данные изъяты>. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 33 - ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ). В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ). Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях ч. 3 ст. 96 ЗК РФ). В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26 - ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно - санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, входит во вторую зону горно - санитарной охраны города - курорта Ессентуки, границы которой установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Кроме того, действующее законодательство, а именно, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) заключение государственной экологической экспертизы застройщиками - ФИО9 и ФИО10 с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию города - курорта Ессентуки не предоставлялось. В ходе проверки получены сведения из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК о том, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» не проводилась. Выдача органом местного самоуправления - администрацией города -курорта федерального значения Ессентуки разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям названных норм закона. Строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>», в границах второй зоны горно - санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Срок для предъявления заявления не пропущен, т.к. прокурору стало известно о нарушениях прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ года, а заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Просит требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Ессентуки по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, пояснив, что Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ессентукский городской суд с заявлением о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выданного Администрацией города-курорта Ессентуки ФИО9 и ФИО10 Считает, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с Главой 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц» ГПК РФ и ФЗ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе оспорить в суде решение, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, если считают, что их права нарушены. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявление в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается в течение трех лет. Истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, и документально не доказана уважительность причин пропуска срока подачи заявления. Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.1 1.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым, по мнению прокуратуры, относится территория города - курорта Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). По мнению прокурора, предоставление земельных участков в целях строительства объектов и сооружений на территории особо охраняемой природной территории - города -курорта федерального значения Ессентуки в пределах первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны без учета ограничений осуществления хозяйственной и иной деятельности, установленных для указанных зон и территорий, повлечет нарушение требований ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 12, 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения». Кроме того, выдача органом местного самоуправления - города - курорта федерального значения Ессентуки разрешения на строительство в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», является нарушением вышеуказанных норм закона. Считает, что заявленные Ставропольским краевым межрайонным природоохранным прокурором требования не подлежат удовлетворению, т.к. в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995г «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы проектной документации предусмотрено в отношенииобъектов, строительство или реконструкцию которых предполагаетсяосуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального,регионального и местного значения. Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экологическая экспертиза (в редакции Федерального закона №75-ФЗ от 16.05.2008г. «О внесении изменений в Федеральный чакон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации), государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также в отношении проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 и V класса опасности независимо от категории земель, па которых планируется осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта таких объектов. Действующее земельное законодательство Российской Федерации (статья 7 Земельного кодекса РФ) подразделяет все земли Российской Федерации на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования, в связи с чем, любой земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Кроме того, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий и объектов отнесены к самостоятельной категории земель. К категории «земли поселений» законодатель, согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ, относит земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Кроме того, пунктом 2 статьи 82 Земельного кодекса РФ основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов. В соответствии со статьями 32 Федерального закона РФ №33-ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральным законом РФ №26-ФЗ от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», границей лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального значения (особо охраняемой природной территории), является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны. Исходя из вышеизложенного, следует, что земли различных категорий должны быть разграничены и им устанавливаются различные правовые режимы использования (разрешенные виды использования). Однако, в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов Российской Федерации встречается множество случаев «формального» наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые «якобы одновременно» являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов. Очевидно, что при определении режима использования земель «формально» расположенных одновременно на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов, возникают правовые противоречия - режимы использования земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных объектов, исключают существование их в одних и тех же границах. Вышеуказанные правовые противоречия устраняются (регулируются) нормами, установленными действующим земельным законодательством РФ, а именно, нормой пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Земельного кодекса РФ. Исходя из вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ следует, что в случаях, когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Следовательно, требования Федерального закона №75-ФЗ о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство или реконструкцию которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории. Постановление СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (1 - зона строгого режима, 2 - зона ограничений, 3 - зона наблюдения). Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных, территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 03.12.2001№ 196-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горносанитарной охраны или округа санитарной охраны. Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.12.2006 № 232- ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горносанитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст. 4). В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте. Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 № 909, от 19.07.2006 № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебнооздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». В п. 18 Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов генерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Понятие земель поселения содержится в статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. При этом, в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, наряду с прочим, к производственным территориальным зонам (пункт 3 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), земельный участок по <адрес> в <адрес> относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта. При этом доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом данного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном, ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, в материалы дела не представлено. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий. В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий. В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли населенных пунктов, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон. Просит суд в удовлетворении заявленныхСтавропольским краевым межрайонным природоохранным прокурором отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, а также пояснила, что спорное разрешение было выдано в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и градостроительного кодекса РФ. Все необходимые документы застройщиком для получения разрешения были представлены. Из представленных документов не следовало указаний об отнесении рассматриваемого земельного участка к каким-либо категориям, а также о том, что земельный участок ограничен в обороте. Иные документы, кроме указанных в ст.51 Градостроительного кодекса, не допускается требовать. Просит в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежаще уведомлены.
Заинтересованные лица: Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управление Росприроднадзора по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежаще уведомлены.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, оценив представленные возражения, оценив доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, нарушенные права могут быть восстановлены посредством реализации права на судебную защиту в конкретной процедуре. Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии с подведомственностью дел определена ст. 11 ГК РФ. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ,гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, обращение прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, соответствует требованиям закона и подведомственно суду общей юрисдикции.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)- О ратификации настоящей Конвенции см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI- предусматривает в статье 4, что каждое государство - сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, является основной задачей.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 29 октября 1982 г. "Всемирная хартия природы" отражено:
Генеральная Ассамблея заявила о своей убежденности в том, что те блага, которые можно получить от природы, зависят от сохранения естественных процессов и от разнообразия форм жизни и что эти блага оказываются под угрозой в результате чрезмерной эксплуатации и разрушения природных сред обитания. Она признала необходимость принятия надлежащих мер на национальном и международном уровнях для защиты природы и содействия международному сотрудничеству в этой области. Человек может своими действиями или их последствиями видоизменить природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и природных ресурсов. Эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или море; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам.
Конституция Российской Федерации в статье 42, развивая международные принципы и нормы, предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Статья 58 Конституции провозглашает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по охране окружающей среды, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об охране окружающей среды", Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ и многих других нормативных правовых актах РФ.
Основные направления экологической политики России определеныУказом Президента РФ от 04.02.1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
В Конституции РФ- ст. 55, предусматривается, что права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в предусмотренных случаях.
Иное толкование данной нормы закона, как невозможность вообще ограничения прав, недопустимо, т.к. в мире и стране должны соблюдаться законы, защищаться интересы неопределенного круга лиц, а также требования об охране окружающей среды, иные, провозглашенные нормы.
Таким образом, все принимаемые решения, в том числе оспариваемое, должны анализироваться с точки зрения охраны окружающей среды, как возможности дальнейшего развития и существования различных регионов мира в целом и города- курорта Ессентуки, в частности.
В соответствии с Федеральным Законом 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об охране окружающей среды", к объектам охраны окружающей природной среды отнесены в том числе : земли, недра, почвы;
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 33 - ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ). В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ). Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях ч. 3 ст. 96 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26 - ФЗ от 23.02.1995 (с изменениями и дополнениями) «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями.
На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно - санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
Вся деятельность, связанная с использованием и охраной земли и других природных ресурсов, должна основываться на учете значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Поэтому использование земли для строительства в целях обеспечения устойчивого развития и жизнедеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ст.55 Конституции РФ).
В развитие данного конституционного принципа, изложенного в статье 9 Конституции РФ, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, определены в качестве основополагающих принципов земельного законодательства :
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В развитие закрепленного в подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.
Следовательно, в данном случае предусматривается возможность регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по выдаче разрешений на строительство на земельных участках непосредственно как земельным законодательством, так и иным природоохранным законодательством, и федеральными законами, содержащими нормы земельного права, регулирующие земельные отношения в области использования и охраны земли, как природного ресурса, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы.
Как отмечено выше, в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ ( с изменениями и дополнениями) "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом, вовлеченным в хозяйственный оборот. Охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ ( с изменениями и дополнениями) "Об охране окружающей среды", земля является объектом охраны окружающей среды.
Регулирование ограничения оборотоспособности земельных участков определено в статье 27 Земельного кодекса РФ. Оно осуществляется, в том числе: путем установления земель, ограниченных в обороте, и содержания этих ограничений (пункт 3 и пункт 5 статьи 27 ЗК), а также путем установления особенностей приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (статья 28 ЗК РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.), к особо охраняемым природным территориям отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Понятие лечебно-оздоровительные местности и курорта дано в статье 31 указанного федерального закона, согласно которому территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям (пункт 1). Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами (пункт 5). Согласно пункта 4 этой же статьи, отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 года, город Ессентуки признан курортом федерального значения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являютсясоответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Понятие округ санитарной (горно-санитарной) охраны дано в ст. 1 этого же закона - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
Границы округа санитарной охраны города-курорта Ессентуки (1-й и 2-й зон санитарной охраны округа) определены Постановлением Совета Министров РСФСР № 300 от 09.07.1985 г. «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Территория города Ессентуки в указанных границах округа санитарной охраны является курортом.
Суд приходит к выводу, что земли муниципального образования города-курорта Ессентуки в границах 1-й и 2-й санитарно-охранной зоны в силу прямого указания в законе являются особо охраняемой природной территорией - курортом федерального значения.
Данный вывод основывается на том, что курорт Ессентуки располагает природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод), благоприятным климатом, необходимыми устройствами и сооружениями для их использования, санаторно-курортными организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками, объектами инфраструктуры, функционирующими в лечебно-профилактических целях, и в силу п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" является курортом федерального значения.
По указанным основаниям, не могут быть приняты доводы представителей заинтересованных лиц о неправомерности отнесения к особо охраняемым природным территориям и распространения режима ограниченных в обороте зон <адрес>, т.к. земли указанных зон вошли в границы санитарно-охранных зон курорта Ессентуки, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР № 300 от 09.07.1985 г. «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и в силу этого являются землями особо охраняемой природной территории - курорта Ессентуки.
Высокий уровень защиты и повышение качества окружающей среды всегда являлись частью политики любого государства. Данное положение отражено в Хартии Европейского Союза об основных правах.
Закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 290 "О безопасности" признает экологическую безопасность важнейшим видом безопасности наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной и определяет общие для всех видов безопасности понятия.
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Понятие "безопасность" в том виде, в каком оно сформулировано в Законе (состояние защищенности жизненно важных интересов от угроз), предполагает существование такой системы взаимоотношений личности, общества, государства и международного сообщества, которая представляет собой основу для организации условий предотвращения и ликвидации опасности для существования и прогрессивного развития личности, общества и государства.
По указанной причине важное значение уделяется окружающей среде.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет окружающую среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и ФИО10 заместителем главы администрации города Ессентуки ФИО6 выдано разрешение на строительство <данные изъяты> «Многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>. Общая площадь земельного участка 1000,00 кв.м. Срок действия разрешения 12 месяцев, с даты его подписания.
Оспариваемое прокурором разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выдано с нарушением действующих норм.
В соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ).
Министерство регионального развития Российской Федерации дало разъяснение в письме от 2 августа 2012 г. N 20048-ИГ/17, согласно которому проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Согласно пункту 5.5.12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, государственную экологическую экспертизу федерального уровня организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Росприроднадзор.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В соответствии с пунктом 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, относится к компетенции федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы".
Государственная экспертиза проектной документации проводится в порядке, установленном указанным Положением. Проектная документация названных объектов капитального строительства для проведения государственной экспертизы направляется в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Как следует из информации филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, входит во вторую зону горно - санитарной охраны города - курорта Ессентуки, границы которой установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) заключение государственной экологической экспертизы застройщиками - ФИО9 и ФИО10 с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию города - курорта Ессентуки не предоставлялось.
Получены сведения из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК о том, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» не проводилась.
Таким образом, выдача органом местного самоуправления - администрацией города -курорта федерального значения Ессентуки разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, произведена в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», что противоречит требованиям названных норм закона.
Строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>», в границах второй зоны горно - санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
По указанной причине требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о пропуске срока прокурором для обращения в суд.
Согласно требованиям ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих.
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Поскольку Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, следует исчислять срок с момента, когда прокурору стало известно о таком нарушении.
Суд приходит к выводу, что срок для предъявления заявления не пропущен, т.к. прокурору стало известно о нарушениях прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ, а заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ года.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>» № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░10
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>» № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░10
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: