Дело № 2 – 168/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Красновишерск 21 июня 2016 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.
с участием прокурора – помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Котельникова А.А.
ответчика Бычина А.А.
представителя ответчика- Михалевой А.В.
при секретаре Собяниной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов РФ, интересов неопределенного круга лиц к ИП Бычину А.А. и Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключения договора аренды лесных участков, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, о признании незаконным использования ИП Бычиным А.А. без договоров аренды лесных участков в составе территорий, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор Пермского края обратился в суд в защиту интересов РФ, интересов неопределенного круга лиц ИП Бычину А.А. и Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключения договора аренды лесных участков, которые предоставлены для нужд охотничьего хозяйства «Сурдия» на основании долгосрочной лицензии серия № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 39 ГПК РФ исковые требования к ответчику ИП Бычину А.А. дополнены требованиями о признании незаконным использования им без договоров аренды лесных участков в составе территории, предоставленной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в пользовании территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты для нужд охотничьего хозяйства по долгосрочной лицензии.
В судебном заседании прокурор Котельников А.А. на удовлетворении заявленных с учетом уточнений иска к ИП Бычину А.А. настаивал в полном объеме
Исковые требования Березниковский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что ответчик Бычина А.А., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в нарушение Лесного кодекса РФ, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 года № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2009 года, а именно, несмотря на фактическое использование лесных участков, ответчик договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда на земельный участок общей площадью <данные изъяты> тыс. га, предоставленный на основании долгосрочной лицензии, не заключил, что подтверждается информацией Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Просит возложить на ответчиков ИП Бычина А.А. и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность заключить договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда, предоставленных на основании долгосрочной лицензии серия № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства «<данные изъяты>», а также признать незаконным использования ИП Бычиным А.А. лесных участков без договоров аренды в составе территории, предоставленной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в пользовании территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты для нужд охотничьего хозяйства «<данные изъяты>» по долгосрочной лицензии серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Котельников А.А. на удовлетворении требований, с учетом дополнения к иску к ответчику ИП Бычину А.А. настаивал в полном объеме. В обоснование заявленных требований к ответчикам были приведены доводы, изложенные в исковом заявлении, полагает, что использование лесного участка в отсутствие заключенного договора аренды на него влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 ЛК РФ. Заключение договора аренды в силу закона является обязательным как для ИП Бычина А.А., так и для Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в чью компетенцию входит организация и заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, проведение единой политики внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании. Данные полномочия должным образом не исполняются. Действия ответчиков противоречат государственным, общественным интересам и способны причинить реальный вред, Пользование объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков является причиной неисполнения обязанности арендатора предусмотренных лесным законодательством (проведение натурных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных и лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесных угодьям, чем нарушаются права неопределенного крага лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также Российской Федерации.
Ответчик Бычин А.А., представитель ответчика Михалёва А.В. высказали возражения по существу заявленных к ИП Бычину А.А. требований. В обоснование возражений стороной ответчика в судебном заседании заявлено, что в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края предоставляет ИП Бычину А.А. территорию, акваторию площадью <данные изъяты> тыс. га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира сроком на 25 лет. Схема расположения охотхозяйства и описание границ приложены к договору. На основании этих документов в границах охотхозяйства, ИП Бычин А.А. осуществляет пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и в соответствии с п. 3.1.4-3.1.5 Договора № выдает гражданам разрешения на право охоты на закрепленной территории, при этом плата за получение разрешений не взимается, за исключением оплаты государственной пошлины на те объекты охоты, на которые оплата пошлины предусмотрена законодательством. Территория охотхозяйства используется исключительно для охоты, и не сопровождается непосредственным использованием земель лесного фонда, т.е. на территории охотхозяйства нет никаких хозяйственных построек, баз размещения охотников, изб и других объектов охотничьей инфраструктуры. Доказательств этому в судебное заседание не представлено.
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 ФЗ «О животном мире» (в редакции, действовавшей во время заключения договора и выдачи лицензии, т.е. до вступления в силу Федерального Закона «Об охоте») заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория, являлось обязательным элементом порядка выдачи лицензии. Поэтому договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром. В соответствии с частями 1,3,8,9 ст. 71 ФЗ № 209 от 24.07.2009 г. «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у ИП на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Данная норма находит свое подтверждение в определениях Конституционно суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1256-О № 1257-О.
Согласно статье 74 Лесного кодекса, Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 ст. 74 ЛК РФ. В соответствии с п.1 ч.3 ст. 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются в случаях предусмотренных ст. 36 ЛК РФ. Статья 36 ЛК РФ предусматривает, что лесные участки предоставляются ИП для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с законом об охоте и аренды лесных участков. Таким образом, в соответствии с указанными положениями закона без заключения охотхозяйственного соглашения Лесной кодекс не предусматривает возможность предоставления лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Ответчик, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочной лицензии до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте», вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Данная статья не обязывает обладателей долгосрочных лицензий заключать охотхозяйственные соглашения, а лишь предполагает льготный порядок их заключения. Кроме того, исполнение решения становится невозможным в случае удовлетворения требований, т.к. Постановлением Конституционного суда от 25.06.2015 г. № 17-п «По делу о проверке конституционности части 3 ст. 71 ФЗ «Об охоте...», действие ч.3 ст.71 ФЗ об охоте, дающей право на заключение соглашения без аукциона, приостановлено, при этом право осуществления деятельности на основании лицензии прекращению не подлежит. Также в исковом заявлении прокурором не конкретизируются участки лесного фонда, а содержится требование заключить договор аренды в границах занимаемых охотхозяйством «<данные изъяты>». В данном случае объект аренды, т.е. участок на который может быть заключен договор аренды, не определен. Объект договора аренды является обязательным условием данного договора, а в исковых требованиях данный объект не определен, в той степени, которая необходима для государственной регистрации договора аренды.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства, и экологии Пермского края в судебное заседание не явился, в суд представил письменное возражение по исковым требованиям. В обоснование возражений ответчиком указано, что Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края реализует часть федеральных полномочий в области лесных отношений, переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 ЛК РФ.
Суд, выслушав стороны, письменные возражения, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Исковые требования Березниковский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что ответчик Бычин А.А., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в нарушение Лесного кодекса РФ, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 года № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2009 года, а именно, несмотря на фактическое использование лесных участков, ответчик договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда на земельный участок общей площадью <данные изъяты> тыс. га, предоставленный на основании долгосрочной лицензии, не заключил, что подтверждается информацией Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Заявлены требования о возложении на ответчиков ИП Бычина А.А. и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанности по заключению договора аренды лесных участков земель государственного лесного фонда, предоставленных на основании долгосрочной лицензии серия № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства «<данные изъяты>».
Также заявлены требования о признании незаконным использования ИП Бычиным А.А. лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты для нужд охотничьего хозяйства «<данные изъяты>» на основании долгосрочной лицензии, без договора аренды лесных участков.
Из материалов дела следует, что ИП Бычину А.А. предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира – Охотничье хозяйство «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> тыс. га.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края с Индивидуальным предпринимателем Бычиным А.А. на основании Постановления Правительства Пермского края от 01.12.2009 г. № 905-п был заключен договор № о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (л.д. 11-17)
ДД.ММ.ГГГГ выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия № Срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7).
Из содержания указанного выше договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления, пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, выданной Бычину А.А. долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия № не усматривается обязанность ответчика по заключению договоров аренды всего земельного участка.
Статьей 36 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
На период предоставления долгосрочной лицензии Бычину А.А. – ДД.ММ.ГГГГ, часть 3 статьи 74 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ не предусматривала заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона.
Порядок предоставления лесного участка для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты изменился с ДД.ММ.ГГГГ и определяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заключение договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения. Кроме того, наличие долгосрочной лицензии само по себе не означает наличие права на заключение договора аренды лесного участка, а лишь предполагает возможность оформления охотхозяйственного соглашения в упрощенном порядке.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Ответчик осуществляет долгосрочное пользование объектами животного мира на основании договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты № от ДД.ММ.ГГГГ и долгосрочной лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, полученной в период действия Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», то есть, до введения в действие ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении и изменений в отдельные законодательные акты РФ», который сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия.
Приказ Минприроды России от 28.10.2015 N 445 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно, пункт 17 предусматривает, что для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо подает заявление и прилагаемые к нему документы, которые рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Из указанного Порядка следует, что заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий и с согласия арендодателя.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации и земельным законодательством Российской Федерации, если иное не установлено лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Не предусмотрено понуждение к заключению договора аренды и Лесным кодексом РФ, статья 36 которого указывает на заключение договора аренды земельного участка, как на условие пользования охотничьими угодьями.
Прокурор, обращаясь в защиту интересов Российской Федерации, также просил признать незаконными действия ответчика ИП Бычина А.А., нарушающие исключительное право Российской Федерации на земли лесного фонда.
Просит признать незаконной деятельность ИП Бычина А.А.. по использованию объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков.
Отношения, связанные с использованием природных ресурсов, регулируются специальным законодательством, устанавливающим особый порядок их использования для охраны окружающей среды, обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (охота) регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является разрешенным видом использования лесов.
В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Таким образом, указанная норма прямо предусматривает осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а только предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, то есть, данные договоры заключаются с ними без проведения аукциона.
Согласно положениям ст. ст. 88 - 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, и наличие неаннулированной долгосрочной лицензии предоставляют лишь право на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при условии, если лицо, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, воспользовалось правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, и имеющих действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории, наделяются правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.
Для использования леса в целях деятельности охотничьего хозяйства, как компонента природной среды применяются нормы Лесного кодекса РФ, согласно которому необходим договор аренды, проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Однако таких документов у ответчика ИП Бычина А.А. не имеется, следовательно, деятельность по использованию лесных участков при осуществлении охотхозяйственной деятельности является незаконной.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда образуют отдельную категорию земель в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется нормами Земельного кодекса РФ и лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляется Российской Федерацией.
В определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 года N 848-О констатирован факт отсутствия несоответствия положений статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ и статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации, при этом выводов о необязательности договора аренды лесного участка в данном судебном акте не имеется.
Заключение договора аренды лесного участка является условием использования государственного лесного фонда, поскольку для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства охотпользователю должны быть предоставлены земельные и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Действия охотпользователя в сфере охотничьего хозяйства по использованию лесных участков в составе территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в отсутствие договора аренды лесных участков являются незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из заявленных прокурором исковых требований, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края к ИП Бычину А.А. и Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключения договора аренды лесных участков, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, о признании незаконным использования Индивидуальным предпринимателем Бычиным А.А. без договоров аренды лесных участков в составе территорий, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, удовлетворить частично.
Признать действия индивидуального предпринимателя Бычина А.А. по использованию лесных участков на землях лесного фонда в границах территории, предоставленной в пользование и на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, для нужд охотничьего хозяйства по долгосрочной лицензии серия № от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие договоров аренды земельных участков, незаконными.
В части требований прокурора к ИП Бычину А.А. и Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключения договора аренды лесных участков, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии отказать.
Взыскать с ИП Бычина А.А. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в местный бюджет.
Решение в течение 30 суток со дня вынесения решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
Судья Е.П. Суранова