Дело № 2а-16/2022
УИД 73RS0015-01-2021-000918-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2022 года р.п. Новоспасское
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Завгородней Т.Н.,
при секретаре Галицковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вершинина А.С. к Военному комиссариату Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области, призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Вершинин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области от 11.10.2021 (протокол № 4 от 27.10.2021). В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области от 11.10.2021 (протокол № 4 от 27.10.2021) он был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями – категория годности ***** С данным решением Вершинин А.С. не согласен, поскольку согласно ст. 42 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» лица, страдающие *********** освидетельствуются по пункту «а» или «б» в зависимости от ФК сердечной недостаточности, при этом присваивается категория годности «Д» - не годен к прохождению военной службы. 02.12.2021 административный истец прошел повторное исследование с использованием носимого монитора системы «Валента», по результатам которого был зарегистрирован синусоидовый ритм с очень частыми эпизодами синусовой аритмии, миграции водителя ритма, вероятен синдром слабости синусового узла, форма тахи-бради. При прохождении медицинского освидетельствования Вершинин А.С. заявлял о своем заболевании и предоставлял документальное подтверждение – выписку из медицинской карты амбулаторного больного. Заключение призывной комиссии было принято без учета имеющегося у административного истца заболевания, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза его не направляли. В связи с несогласием с решением призывной комиссии, Вершинин А.С. подал жалобу в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», которая получена адресатом 13.12.2021. Административный истец полагал, что оспариваемым решением призывной комиссии нарушаются его права и незаконно возлагается обязанность по прохождению военной службы по призыву.
Судом к участию в деле в порядке ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве соответчиков привлечены федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», призывная комиссия Новоспасского района Ульяновской области.
Административный истец Вершинин А.С., представитель административного ответчика призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» - П. Я.Ю. в судебном заседании не участвовала, просила провести судебное заседание в свое отсутствие. Возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области Ф. С.В. в судебном заседании не участвовал, в письменном заявлении просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
В соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (пункт 4).
В силу ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
Из материалов административного дела следует и установлено судом, что Вершинин А.С., (дата) года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области с 01.04.2018.
Решением призывной комиссии от 27.11.2019 Вершинин А.С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения до 30.06.2021.
При прохождении мероприятий, связанных с призывом осенью 2021 года Вершинин А.С. был освидетельствован врачами-специалистами и, учитывая его жалобы на состояние здоровья, направлен на дополнительное медицинское обследование в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» по направлению «кардиология».
В результате амбулаторного обследования, проходившего в период с 05.10.2021 по 15.10.2021, Вершинину А.С. установлен диагноз – ***********. Редкие, одиночные, парные групповые наджелудочковые экстрасистолы. Транзиторная СА блокада 2 степени.
На основании полученного медицинского заключения призывная комиссия Новоспасского района Ульяновской области 27.10.2021 приняла решение о признании Вершинина А.С. годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-4»).
При медицинском освидетельствовании на сборном пункте 14.12.2021 административному истцу также определена категория годности ******
14.12.2021 административный истец прибыл на сборный пункт военного комиссариата Ульяновской области, откуда 15.12.2021 убыл к месту прохождения военной службы.
Материалами дела подтверждается, что призывная комиссия принимала решение на основании заключения врачей-специалистов и всего объема данных, имеющихся в личном деле призывника о состоянии его здоровья и физического развития, с учетом жалоб Вершинина А.С.
Оспаривая решение призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области от 27.10.2021 Вершинин А.С. ссылался на наличие у него заболевания, которое в соответствии с п. «а» или «б» ст. 42 Расписания болезней, является основанием для признания не годным к военной службе, представив в подтверждение доводов результаты суточного мониторинга ЭКГ № 190 от 02.12.2021, пройденного в ООО «Аникс-Фарм».
В статье 42 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие которых определяет категорию призывника. Указанная статья предусматривает болезни кровообращения: а) с сердечной недостаточностью тяжелой степени тяжести, б) с сердечной недостаточностью средней степени тяжести, в) с сердечной недостаточностью легкой степени тяжести, г) с бессимптомной дисфункцией левого желудочка. К пункту «а» относится в том числе, синдром слабости синусового узла.
В заключении по результатам суточного мониторинга ЭГК № 190 от 02.12.2021, проведенного ООО «Аникс-Фарм», у Вершинина А.С. зарегистрирован синусовый ритм с очень частыми эпизодами синусовой аритмии, миграции водителя ритма. Вариабельность ритма повышена. Циркадный индекс повышен. Усилено влияние симпатического отдела ВНС на регуляцию сердечного ритма в активное время суток. По ритмограмме вероятны эпизоды ночного апноэ. Вероятен синдром слабости синусового узла (СССУ), форма тахи-бради.
Вместе с тем, указанное заключение не является диагнозом и указывает на необходимость консультации врача-аритмолога.
В поликлинике по месту жительства с указанным диагнозом административный истец не наблюдался, на диспансерном учете по поводу данного заболевания не состоял.
При обследовании, проведенном по направлению призывной комиссии, наличие у Вершинина А.С. заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, не подтверждено.
Объективных данных, позволяющих на основании представленных материалов и медицинских документов сделать однозначный вывод о наличии у Вершинина А.С. заболеваний, наличие которых является основанием для освобождения от призыва на военную службу или от воинской обязанности, не установлено.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим же Кодексом.
Административный истец, оспаривая в суде решение призывной комиссии, обязан подтвердить обоснованность своих доводов о наличии у него заболевания в период медицинского освидетельствования, которое не было учтено или было неправильно диагностировано врачами призывной комиссии.
При несогласии с заключением о категории его годности к военной службе, Вершинин А.С. не был лишен права на самостоятельное обращение в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы, однако данным правом не воспользовался; о назначении судебной экспертизы на предмет установления наличия заболевания, являющегося основанием для признания его не годным к военной службе, не ходатайствовал; соответствующих доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в подтверждение факта несоответствие состояния здоровья категории годности к военной службе, установленной при медицинском освидетельствовании, невозможности прохождения военной службы по состоянию здоровья, не представил.
Таким образом, призывной комиссией обоснованно с учетом имеющегося у административного истца заболевания - пароксизм наджелудочковой тахикардии. Редкие, одиночные, парные групповые наджелудочковые экстрасистолы. Транзиторная СА блокада 2 степени, принято решение о признании Вершинина А.С. годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 42 пункта «г», (категория годности «Б-4»).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое решение призывной комиссии принято в установленном законом порядке, основано на результатах медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе, результаты которого не оспорены, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области от 27.10.2021, отраженного в протоколе № 4, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Вершинину А.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Вершинина А.С. к Военному комиссариату Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области, призывной комиссии Новоспасского района Ульяновской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения призывной комиссии, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года.
Судья Т.Н. Завгородняя