Решение по делу № 2-1600/2019 ~ М-850/2019 от 14.02.2019

Дело <№ обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2019 года                 г.Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе:

судьи Тягай Н.Н.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации г.о. Химки Московской области, третьему лицу – ФИО2, о прекращении за умершим ФИО3 права долей собственности на жилой дом, признании права собственности за Администрацией г.о. Химки Московской области на выморочное имущество, признании права на выкуп выморочного имущества,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области о прекращении за умершим ФИО3 права долей собственности на жилой дом, признании права собственности за Администрацией г.о. Химки Московской области на выморочное имущество, признании права на выкуп выморочного имущества, ссылаясь в обоснование на то, что он является собственником 42/100 доли в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>. Сособственниками данного дома также являются ФИО2 и ФИО3, который умер <дата> По утверждению истца, наследство после смерти ФИО3 никто не принимал. Таким образом, доля в праве на жилой дом, принадлежащая умершему, перешла в собственность Администрации г.о. Химки. Однако, ответчик бездействует, право собственности на оформляет, в связи с чем истец просил суд прекратить за умершим ФИО3 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что составляет 18/100 долей; признать за Администрацией г.о. Химки Московской области право на 18/100 долей в указанном жилом доме; и признать за истцом право выкупа 18/100 долей.

    В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

    Ответчик – представитель Администрации г.о. Химки Московской области возражал против их удовлетворения.

    Третье лицо ФИО2 требования истца поддержал.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, а в силу статьи 12 названного Кодекса защита нарушенных прав допускается только предусмотренными законом способами.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, решением Химкинского городского суда Московской области от <дата>, вступившим в законную силу, установлен факт допущенной технической ошибки в Свидетельстве о праве на наследство <№ обезличен> по закону: в первом абзаце в первой строке изложить вместо «целого жилого» словом «бревенчатого»; - второй абзац изложить в следующей редакции: Целый жилой дом размером общеполезной площади 122,8 кв. м. (сто двадцать две целых и восемь десятых), в том числе жилой площади 81,3 кв. м. (восемьдесят одна целая и три десятых) состоит из бревенчатого дома (литера А) размером общей площади 66,9 кв. м. (шестьдесят шесть целых и девять десятых), в том числе жилой площади 60,2 кв. м. (шестьдесят целых, и две десятых); кирпичной пристройки (литеры А2; A3) размером общей площади 29,7 кв. м., в том числе жилой 7,0 кв. м.; каркасно-засыпной пристройки (литеры А1 и А4) размером общей площади 25,3 кв. м., в том числе-жилой площади 14,1 кв. м.; служебных построек и сооружений по тому же адресу, что подтверждается справкой, выданной БТИ <адрес>, Московской области, от <дата> за <№ обезличен>. Также установлен юридический факт принадлежности ФИО4 42/100 долей (52 кв. м.) в целом жилом <адрес>,8 кв. м. общеполезной площади, расположенном по адресу: <адрес>, в порядке наследования, - согласно Свидетельства о праве на наследство от <дата> <№ обезличен>.

    Данным решением суд установил, что к моменту смерти наследодателя заявителя ФИО1 в 1999 году долевыми собственниками бревенчатого дома являлись: ФИО1 1/3 доля, ФИО2 1/3 доля, ФИО3 1/3 доля бревенчатого дома размером 66,9 кв.м. полезной площади (литера А), согласно справке БТИ <№ обезличен> от <дата>. Целый дом размером 122,8 кв.м. состоял из бревенчатого дома (литера А), и жилых пристроек (литеры А1; А2; A3; а3; А4) принадлежащих ФИО1 и ФИО2 Мать заявителя оформила свою кирпичную пристройку (лит. А2; A3 и а3) в 1990 году. БТИ ее приняло в эксплуатацию, но не внесло изменения в технический паспорт, как собственность ФИО1, и в справке <№ обезличен> от <дата> они вошли в общую площадь дома с общей характеристикой - бревенчатый дом.

    Заявитель является единственным наследником своей мамы. Долевая собственность наследодателя была оформлена на имя заявителя от <дата> нотариусом ФИО7 При составлении и удостоверении свидетельства о праве на наследство, нотариус принял за наследуемую недвижимость весь массив дома общеполезной площади 122,8 кв. м., а не наследуемую часть - бревенчатый дом общеполезной площади 66,9 кв. м., согласно свидетельств о праве на наследство от <дата> и от <дата> указанных в справке БТИ и не вычел из общей площади <адрес>,8 кв. м. помещения не входящие в наследуемую массу. Помещения литер А1 и А4 были указаны в справке БТИ, как возведенные самовольно. БТИ через месяц подало полные сведения о характеристике дома, где указало, что согласно архивному делу инв. <№ обезличен>, объект состоит из помещений лит. А, А2, A3, а, а2, а3. В сведениях БТИ, поданных в регистрационную палату, помещения литеры А1 и А4 не вошли, поскольку они были самовольно возведенные. Это доказывает, что справка БТИ не отражала полных сведений о целом доме, но нотариус не заметил в справке, в графе самовольные постройки под лит.А1, А4, и не исключил их.

    Согласно решению суда от <дата>, гражданское дело <№ обезличен>, помещения А2, A3, аЗ признаны за заявителем на праве собственности в порядке наследования в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Таким образом права собственности заявителя на помещения литеры A3; а3; А2 в порядке наследования удовлетворены.

    Далее возникли противоречия между Свидетельством о праве на наследство и решением суда от <дата>, а именно: согласно Свидетельству на право собственности и Свидетельству о государственной регистрации права помещения лит. А2, A3, а3 входят в общую долевую собственность, а согласно решению суда от <дата> (гр. дело <№ обезличен>) они принадлежат заявителю полностью в порядке наследования. Чтобы устранить юридическое противоречие по правоустанавливающим документам, необходимо установить юридический факт технической ошибки в Свидетельстве о праве на наследство от <дата>, а именно: в размере площади массива наследуемого жилья и в характеристике целого дома. Мое юридическое право в общем доме размером 122,8 кв.м. в порядке наследования должно состоять из следующих помещений: 1/3 доли бревенчатого дома лит. А размером 66,9 кв. м. общеполезной площади, что составляет 22,3 кв. м., согласно Свидетельству о праве на наследство, и помещений А2, A3, аЗ общей площадью с не отапливаемыми 38,7 кв. м., общей площадью 29,7 кв. м., согласно решению Химкинского городского суда Московской области от <дата> и Определению суда от <дата>. Общая площадь заявителя в доме в порядке наследования, составляет 52 кв.м. общеполезной, и доля в общем доме размером 122,8 кв. м. общеполезной площади должна составлять 42/100 долей, а не 1/3 долю.

    В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что при составлении и удостоверении свидетельства о праве на наследство нотариусом ФИО7 была допущена техническая ошибка.

    В ходе судебного разбирательства судом установлено, что сособственниками жилого дома также являются ФИО2 и ФИО3, который умер <дата>.

    <дата> истец обратилась в Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Химки Московской области с заявлением, в котором просил оформить долю умершего ФИО3 как выморочное, указав на свое желание выкупить ее по оценочной стоимости.

    Своим ответом Врио председателя Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Химки Московской области от <дата> за <№ обезличен> сообщил, что в связи с невозможностью установления полных анкетных данных умершего ФИО3, КУИ не имеет возможности обратиться в нотариальные органы для открытия наследственного дела о принятии части дома в собственность г.о. Химки в качестве выморочного имущества.

В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В соответствии с ч. ст. 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60 Постановления).

Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 Постановления).

Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела (ответ нотариуса Химкинского нотариального округа Московской области от <дата> за <№ обезличен> на запрос суда) с момента смерти наследодателя (<дата>) до настоящего времени никто из его наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, то имущество, оставшееся после смерти ФИО3 является выморочным и в силу закона переходит в собственность муниципального образования г.о. Химки Московской области, независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.

В силу пункта 1 статьи 1154, пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 7. 34 Постановления Пленума от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (пункт 7).

    Исходя из системного толкования приведенных выше норм права в их взаимосвязи следует, что закон не допускает отказ от наследования выморочного имущества.

    Для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется, оно в силу закона переходит в собственность Российской Федерации либо муниципального образования вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

    В данном случае, бесспорно установлено, что 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является выморочным имуществом, поскольку никто из наследников ФИО3 не принял наследство.

    На момент обращения с обсуждаемым иском ФИО4 права на унаследованное муниципальным образованием имущество не имел, может лишь просить о его предоставлении (выкупе), в связи с чем, отсутствие регистрации права государства на долю домовладения непосредственных прав истца не нарушает. А с таким заявлением истец к ответчику не обращался.

    При этом суд отмечает, что ст. 250 ГК РФ предусматривает преимущественное право покупки доли в праве долевой собственности только при ее продаже, тогда как спорная доля Администрацией г.о. Химки Московской области на продажу не выставлялась.

    Учитывая, что спорная 1/3 доля указанного жилого дома является выморочным имуществом, при наследовании которого отказ от наследства является недопустимым, то ни отсутствие у наследника выморочного имущества свидетельства о праве на наследство, ни наличие (отсутствие) судебного решения о признании имущества выморочным не имеют правового значения, поскольку такое имущество в силу закона переходит в собственность муниципального образования вне зависимости от момента оформления прав на него, принимая во внимание, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации г.о. Химки Московской области о прекращении за умершим ФИО3 права долей собственности на жилой дом, признании права собственности за Администрацией г.о. Химки Московской области на выморочное имущество, признании права на выкуп выморочного имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО4 к Администрации г.о. Химки Московской области о прекращении за умершим ФИО3 права долей собственности на жилой дом, признании права собственности за Администрацией г.о. Химки Московской области на выморочное имущество, признании права на выкуп выморочного имущества, - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья:

2-1600/2019 ~ М-850/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Огурцов Владимир Михайлович
Ответчики
Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Химки Московская область
Другие
Огурцов Александр Павлович
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Тягай Наталья Николаевна
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
14.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2019Передача материалов судье
15.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2019Подготовка дела (собеседование)
14.03.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.04.2019Предварительное судебное заседание
14.05.2019Судебное заседание
17.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее