Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-653/2016 ~ М-638/2016 от 17.08.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2016 года     г. Венёв

Венёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Садовщиковой О.А.,

при секретаре Макаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скурихина В.В. к АО «ТНС энерго Тула» о признании незаконными начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, признании отключение электроэнергии незаконным, обязании возобновить подачу электроэнергии, взыскании штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда,

установил:

Скурихин В.В. обратился в суд с иском к АО «ТНС энерго Тула» о признании незаконными начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, признании отключения электроэнергии незаконным, обязании возобновить подачу электроэнергии, взыскании штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный дом обслуживается управляющей компанией ЗАО «Грицовский коммунальщик». Энергоснабжение дома осуществляет АО «ТНС энерго Тула», плату по лицевому счёту согласно показаниям индивидуального прибора учёта истец производит своевременно и задолженности не имеет. Однако, ресурсоснабжающая организация АО «ТНС энерго Тула» в нарушение п.28 Постановления Правительства РФ №442 выставляет ему счета на плату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды (ОДН). Ссылается на п.40 Постановления Правительства РФ №354 о том, что расход электроэнергии на ОДН в местах общего пользования является коммунальной услугой, а в понятие электроэнергии расходуемой на ОДН входит: освещение лестничных клеток, чердаков, подвалов, коридоров, холлов, обеспечение работы лифтового хозяйства, систем автоматики и сигнализации, домофонов, антенных усилителей, подкачивающих насосов и другого внутридомового оборудования. Всё вышеперечисленное в многоквартирном доме истца отсутствует. Степень благоустройства дома не позволяет оказывать данную услугу, более того, освещение мест общего пользования не предусмотрено проектом, и осветительные приборы фактически отсутствуют.

Часть 7.1. ст. 155 ЖК РФ напрямую запрещает оплату ОДН непосредственно ресурсоснабжающей организации, поскольку дом обслуживается управляющей компанией, кроме того решение общего собрания жителей многоквартирного дома об оплате не принималось. Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ №354 основанием для отказа заключить договор на предоставление коммунальной услуги является только то, что степень благоустройства не позволяет предоставить данную услугу. За расход электроэнергии в многоквартирном доме, обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю предоставляется услуга, согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, отвечает исполнитель, а не потребитель. Однако жители дома не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на ОДН. Противоречит закону и утверждение, что договор заключен на основе конклюдентных действий.

Ссылается, что контроль за потребление электроэнергии возложен на исполнителя, однако из-за отсутствия контроля ответчик понуждает жильцов оплачивать чужое потребление.

Просит суд признать незаконными начисления платы за электроэнергию, потребляемую на ОДН, по адресу: <адрес>, с 01.01.2014 г. до момента подачи искового заявления в суд, признать    отключение электроэнергии по указанному адресу незаконным и обязать АО «ТНС энерго Тула» возобновить подачу электроэнергии. На основании п.154 Постановления Правительства РФ №354 обязать АО «ТНС энерго Тула» оплатить услуги адвоката в размере 3 500 руб., материальный ущерб за копирование документов в размере 1 000 руб., на основании п.6 ст. 157 ЖК РФ взыскать с ответчика штраф за незаконные начисления в размере 50 процентов от суммы незаконных начислений (от 12 879,07 руб.), взыскать с АО «ТНС энерго Тула» компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Истец Скурихин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что не производит оплату за ОДН, оплачивает только индивидуальную электроэнергию. Ссылался, что ответчик должен компенсировать ему моральный вред, так как он испытывал нравственные и психологические страдания от отключения электроэнергии.

Представители ответчика АО «ТНС энерго Тула» по доверенности Алешина Э.А., Кузнецова Н.В., Галкин Н.С. возражали против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минэнерго РФ присвоило ОАО «ТЭК» (в настоящее время АО «ТНС энерго Тула») статус гарантирующего поставщика на территории <адрес>. АО «ТНС энерго Тула» приняло абонентов от предыдущего гарантирующего поставщика с 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном п.п. 15,16 Основных положений, утверждённых Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012 г. В соответствии с п. 9 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя. Таким образом, АО «ТНС энерго Тула» обязано осуществлять электроснабжение дома в независимости от наличия либо отсутствия обращения потребителя. АО «ТНС энерго Тула» для выполнения обязательств по поставке электрической энергии приобретает ее на оптовом рынке в целях продажи своим абонентам. Электроэнергия является особым видом товара, ее нельзя делить на ОДН и индивидуальное потребление, т.к. ресурсоснабжающая организация покупает ее в полном объеме и должна оплатить на оптовом рынке также в полном объеме. В том случае, если потребителями не будет своевременно и в полном объеме вносится оплата за электроэнергию (в т.ч. за ОДН) это приведет к тому, что ресурсоснабжающая организация не сможет своевременно расплачиваться на оптовом рынке, что станет угрозой для устойчивости энергосистемы области.

На основании ч. 1 ст. 540 ГК РФ, пункта72 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

Таким образом, между АО «ТНС энерго Тула» и ответчиком сложились договорные отношения на снабжение электрической энергией.

На основании Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» (в настоящее время ПАР «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго») в присутствии главы администрации Кипиани В.И. был установлен общедомовой прибор учета.

Ссылаясь на ст. 36 ЖК РФ, п.п. 7,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 г. № 491, утверждают, что жители многоквартирных домов обязаны содержать свое общедомовое имущество и участвовать в расходах на оплату электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

До мая 2015 года, так как способ управления многоквартирным домом был не выбран, АО «ТНС Энерго Тула» производило расчет начислений за потребленную электрическую энергию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», данный порядок расчета ОДН зависит от выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом.

Для жителей многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо в домах, в которых способ управления не выбран, либо выбран, но не реализован, ОДН определяется как разница между объемом электрической энергии, зафиксированным общедомовым прибором учета и суммарным объемом индивидуального потребления электрической энергии во всех квартирах, распределяется на потребителей пропорционально площади квартир (п. 44, абзац 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановления от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

С мая 2015 года управляющая компания ЗАО «Грицовский коммунальщик» приняла на обслуживание дом заявителя. Для собственников (пользователей) помещений многоквартирных домов, в которых выбраны и реализованы способы управления: управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным кооперативом в соответствии с п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, размер потребления электрической энергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) не превышает объём, определённый исходя из нормативов на общедомовые нужды, установленных Приказом министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 г. № 46. Указанные нормативы установлены на 1 кв.м. общедомового имущества и зависят от степени благоустройства многоквартирного дома.

Согласно п. 46 «Правил, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению».

Ссылаясь на ст. 210 Гражданского кодекса РФ, на ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г., указывают, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

АО «ТНС энерго Тула» правомочно выставлять плату за электроэнергию в т.ч. на ОДН жителям, а не управляющей компании в силу пунктов 14, 17 Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г., поскольку между АО «ТНС энерго Тула» и УК ЗАО «Грицовский коммунальщик» не заключен договор на снабжение эклектической энергией. Учитывая отсутствие договора между ресурсоснабжающей организацией и УК ЗАО «Грицовский коммунальщик» последняя не могла приступить к предоставлению коммунальных услуг, в тоже время поставку коммунального ресурса осуществляло и продолжает осуществлять АО «ТНС энерго Тула». В отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией действия управляющей компании по направлению платежных документов потребителям коммунальной услуги незаконны.

Указывают, что УК ЗАО «Грицовский коммунальщик» не выставляет в своих квитанциях плату за электрическую энергию, в тоже время АО «ТНС энерго Тула» на протяжении длительного времени выставляет свои счета и получает по ним денежные средства за поставленный ресурс.

Как правило, между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией не появляется разногласий относительно того, кто должен собирать с жителей плату за данные услуги на общедомовые нужды: если исполнитель коммунальных услуг взимает плату по индивидуальным приборам учета, он собирает и плату за ресурс, поставленный на общедомовые нужды.

Таким образом, при отсутствии письменного договора между ресурсоснабжающей компанией и управляющей компанией плату за потребленную электроэнергию должны вносить собственники (наниматели) помещений МКД именно в ресурсоснабжающую организацию. Иной подход привел бы к ущемлению права ресурсоснабжающей организации на получение оплаты поставленного ресурса и как следствие привел бы к неосновательному обогащению потребителей электроэнергии.

Ссылались, что согласно Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами РФ (например, договор энергоснабжения, перевозки и т. д.), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальным законам. Так же, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности. В имеющейся ситуации ст. 547 ГК РФ предусматривает ограниченный размер ответственности (подлежит возмещению лишь реальный ущерб).

Считали, что истцом не подтверждены и необоснованны также ни сам факт причинения ему морального вреда, ни размер морального вреда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по доверенности Воронкова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений ссылалась на то, что между АО «ТНС энерго Тула» и ответчиком сложились договорные отношения на снабжение электрической энергией. В тоже время АО «ТНС энерго Тула» правомочно выставлять плату за электроэнергию в т.ч. на ОДН жителям, а не управляющей компании, поскольку между АО «ТНС энерго Тула» и УК ЗАО «Грицовский коммунальщик» не заключен договор на снабжение эклектической энергией. В отсутствие договора последняя не могла приступить к предоставлению коммунальных услуг, в тоже время поставку коммунального ресурса осуществляло и продолжает осуществлять АО «ТНС энерго Тула».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, АМО Грицовское Веневского района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, ЗАО «Грицовский коммунальщик» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.8 ст.155 ЖК РФ)

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, Скурихин В.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью ... кв.м., в том числе жилой площадью ... кв.м., что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 14 мая 2013 года ...

По адресу: <адрес>, установлен общедомовой прибор учета, который вводился в эксплуатацию 1 июня 2011 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья», при участии представителей администрации в лице главы администрации МО ПГТ Грицовский Веневского района Кипиани В.И., что подтверждается копией акта ввода в эксплуатацию, акта проверки работы (замены) приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии у потребителей юридических и приравненных к ним лиц от 1 июня 2011 года

23 декабря 2013 года Приказом № 911 Минэнерго РФ присвоило ОАО «ТЭК» (в настоящее время АО «ТНС энерго Тула») статус гарантирующего поставщика на территории Тульской области. АО «ТНС энерго Тула» приняло абонентов от предыдущего гарантирующего поставщика с 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном п.п. 15,16 Основных положений, утверждённых Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012 г.

ОАО «Тульская энергосбытовая компания» осуществляло начисления собственникам (нанимателям) помещений платы за электроэнергию, в том числе используемую для освещения мест (помещений) общего пользования с использованием установленного общедомового прибора учета.

Судом также установлено, что 1 мая 2012 года между АМО пгт Грицовский Веневского района Тульской области и ЗАО «Грицовский коммунальщик» был подписан договор управления б/н многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается претензией генерального директора ЗАО «Грицовский коммунальщик» Бровкиной Г.А. главе администрации МО Грицовский Веневского района Тульской области Кипиани В.И. от 30 сентября 2016 года, ответами на запросы суда заместителя главы администрации МО Грицовский Веневского района Тульской области Берниковой В.Н. от 28 октября 2016 года, генерального директора ЗАО «Грицовский коммунальщик» Бровкиной Г.А. от 28 октября 2016 года, протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 10 ноября 2008 года.

Кроме того, в силу п.14 Правил предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Однако, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п.1 ст.162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

Судом на основании квитанций по оплате коммунальных услуг, письменных ответов ЗАО «Грицовский коммунальщик» следует, что они фактически на спорный период исполняли функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

В связи с чем, суд считает, что ЗАО «Грицовский коммунальщик» может быть признано выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п.14 указанных Правил.

В выписке из лицевого счета за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2016 года указано, что истец Скурихин В.В. потребил ... кВТч электроэнергии, задолженность за электроэнергию Скурихина В.В. составила ... руб.

Потребителю Скурихину В.В. ежемесячная плата за электроэнергию начисляется исходя из объема электроэнергии как потребленной индивидуально, так и на общедомовые нужды.

23.11.2015 года Скурихин В.В. направлял претензию в АО «ТНС энерго Тула», в которой просил разъяснить, как образовалась сумма задолженности, указывал, что не должен оплачивать суммы за ОДН, так как не заключал с ОАО «ТЭК» ни письменного, ни устного договора о предоставлении ему такой услуги. Просил предоставить сведения об обоснованности начисления ему сумм ОДН.

09.12.2015 года ОАО «ТНС энерго Тула» направило Скурихину В.В. ответ на данное обращение, в котором разъяснено, кто является поставщиком электроэнергии на территории Тульской области, как производится снятие показаний с прибора учета электрической энергии.

По общему правилу каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Ответчиком не представлены доказательства, достоверно подтверждающие обоснованность начисления Скурихину В.В. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Доводы представителя ответчика АО «ТНС энерго Тула» о том, что ресурсоснабжающая организация имеет право при фактическом предоставлении коммунальных услуг и отсутствии договорных отношений с управляющей компанией, взимать плату за предоставленную услугу непосредственно с собственника, нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, являются необоснованными.

Анализ действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, свидетельствует о том, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещении многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не предусматривает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственною управления жилым домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ).

Право гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации) на получение платы за потребленную электроэнергию непосредственно от собственников, нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплата остальной электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергоснабжающая организация, в случае отсутствия соответствующего решения общею собрания собственников, вправе получить только с управляющей организации.

Из материалов дела следует, что собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного <адрес> не принималось решение об оплате за электроэнергию по общедомовому прибору учета непосредственно ресурсоснабжающей организацией, при наличии факта управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Ссылка представителей ответчика на отказ управляющей организации заключать договор энергоснабжения не свидетельствует об обоснованности начисления Скурихину В.В. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Из положений ст. ст.161, 162 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, управляющая организация обязана заключить с энергоснабжающей организацией договор на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды. При этом не исполнение данной обязанности не освобождает управляющую организацию от платы стоимости фактически потребленной на общедомовые нужды электрической энергии поставщику (ст.544 ГК РФ). Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом без заключения договора на поставку коммунального ресурса в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях, прилагаемого к заявке. в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения.

Ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч.7 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.

Из представленных ответчиком сведений о начислениях по делу по иску ОАО «Тульская энергосбытовая компания» к ЗАО «Грицовский коммунальщик» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию следует, что истец обратился с иском о взыскании с ответчика задолженности за электроэнергию на электроснабжение в том числе мест общего пользования в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в том числе <адрес>.

Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги - электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно и бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии - ресурсоснабжающей организацией, прежде всего, должна нести Управляющая компания.

В спорный период ресурсоснабжающая организация ОАО «Тульская энергосбытовая компания» (в настоящее время АО «ТНС энерго Тула») в отсутствие правовых оснований, в нарушение вышеуказанных норм материального права производила расчет и требовала от истца плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Согласно ст. 15 ГК Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

При рассмотрении исковых требований Скурихина В.В. о взыскании штрафа, предусмотренного п. 154 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных исковых требований, поскольку истребуемые истцом убытки им в настоящее время фактически не понесены, требование ответчика о взыскании с него расходов за электроэнергию на ОДН истцом не исполнено.

Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, определены порядок и последовательность ограничения и приостановления подачи коммунальных услуг.

Согласно пункту 117 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

В силу пункта 118 названных Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем - должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Из содержания пункта 119 этих же Правил следует, что если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

В соответствии с пп. "б" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из перечисленных в этой норме обстоятельств.

Согласно пункту 4 названных Правил, ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из актов от 28 мая 2016 года и 13 октября 2016 года энергоснабжение квартиры истца было приостановлено. В тоже время начисления по имеющейся задолженности истца по оплате электроэнергии мест общего пользования, признаны судом незаконными.

Таким образом, ответчиком нарушен п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354), предусматривающий, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Принимая во внимание, что при взимании платы за коммунальную услугу на ОДН и отключении электроэнергии были нарушены права Скурихина В.В. как потребителя, на основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», ст.ст.1100,1101 ГК РФ с АО «ТНС энерго Тула» в пользу Скурихина В.В. подлежит взысканию компенсация моральною вреда в размере 500 рублей, с учетом принципа разумности и справедливости.

Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Скурихина В.В. судебные расходы по оплате услуг за составление искового заявления в сумме 3500 рублей, подтвержденные квитанцией 007718, судебные расходы по оплате услуг за копирование документов в сумме 264 рубля (44 листа по 6 руб.).

В соответствии со ст.94, 103 ГПК РФ с АО «ТНС энерго Тула» в доход бюджета МО Веневский район подлежит взысканию госпошлина в сумме 900 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ 1 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 500 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3764 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 900 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-653/2016 ~ М-638/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скурихин Виктор Владимирович
Ответчики
АО "ТНС энерго Тула"
Другие
ПАО МРСК Центра и Приволжья филиал "Тулэнерго"
ЗАО "Грицовский коммунальщик"
АМО Грицовское Веневского района
Суд
Веневский районный суд Тульской области
Судья
Садовщикова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
venevsky--tula.sudrf.ru
17.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2016Передача материалов судье
22.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.09.2016Предварительное судебное заседание
29.09.2016Предварительное судебное заседание
19.10.2016Предварительное судебное заседание
27.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Судебное заседание
03.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2017Дело оформлено
10.05.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее