Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
с участием прокурора – Шинкарева А.И.,
административного ответчика ФИО2,
при секретаре Котовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-778/2020 по административному исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО2 о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска указано, что в сети интернет на странице: http://www.avito.ru/samara/predlozheniya_uslug/pereezdy_i_vyvoz_musora_910307261, размещена информация с нарушением требований ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в связи с чем, необходимо признать указанную информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании возражал против иска, указав, что разместил объявление для оказания бытовых услуг гражданам, не оказывает и не рекламирует услуги, подлежащие лицензированию.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст.9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По существу предметом административного иска является размещенное ФИО2 на сайте для объявлений «АВИТО» следующей информации: «Предлагаем услуги по перевозке грузов, переезда и вывоз строительного мусора, хлама, старой мебели по Самаре на а/м Газель, грузоподъёмность 1,5 тонн, кузов всегда чистый на полу ковер. Также предоставляем услуги грузчиков, всегда трезвые и порядочные мужчины».
По мнению прокурора, указанное объявление содержит информацию об оказании услуг по «вывозу строительного мусора», подлежащей обязательному лицензированию, в отсутствие такового, что является нарушением Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", влечет административную ответственность по ст.8.2, 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, необходимо признать информацию запрещенной к распространению.
Административный ответчик указал в суде, что никакой деятельности по вывозу опасных отходов не осуществляет, помогает граждан с переездами и выносом мусора, например, досок после вскрытия старого полового покрытия, к месту сбора бытовых отходов.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Согласно ст.4.1 указанного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Статья 9 указанного Закона устанавливает, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Ссылка прокурора о том, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, несортированные отходы, содержащие черные и цветные металлы, древесину, пластмассы, бумагу, картон, отходы жилищ, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отнесены, в основном, к 1-4 классам опасности, является несостоятельной, так как указанный нормативный акт классность отходов вообще не устанавливает.
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Ни один из указанных нормативных актов не содержит понятия «Строительный мусор» и не содержит указания, что «строительный мусор» не может относиться к 5 классу опасности.
В силу прямого указания закона, деятельность по обращению с отходами 5 класса не является лицензируемой.
Суд полагает, что административный истец не доказал наличие в спорной информации рекламы услуг, подлежащих лицензированию, а тем, более оказание административным ответчиком таких услуг.
Как пояснил в суде административный ответчик, он не осуществляет вывоз отходов, относящихся к опасным, а помогает людям вынести мусор, в том числе после ремонта, из их квартиры в место сбора твердых бытовых отходов возле дома заказчика. Самостоятельно административный ответчик транспортировку отходов не осуществляет, так как на свалки частное лицо не может привезти отходы.
Таким образом, в представленных административным истцом материалах отсутствуют доказательства того, что спорное объявление содержит информацию об оказании услуг, подлежащих лицензированию, в отсутствие лицензии.
Более того, по мнению суда, указанная информация ни по смыслу, ни фактически не предполагает оказание лицом, ее разместившим, услуг, подлежащих лицензированию. Доводы прокурора об обратном являются ничем не подтвержденным предположением.
Размещенное административным ответчиком объявление является предложением физического лица по оказанию частных бытовых услуг.
Размещение таких объявлений является широко распространённым и направлено на удовлетворение обычных бытовых нужд граждан, в связи с чем, никакой угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства не несет и, следовательно, не подлежит запрету.
Толкование законов должно осуществляется исходя из их действительного смысла, а не формально.
Суд полагает, что предусмотренные ст.9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" основания запрещения к распространению в сети Интернет информации, очевидно, не должны использоваться произвольно и в целях пресечения удовлетворения гражданами бытовых потребностей, как в данном случае.
Запрещение к размещению спорной информации не отвечает действительным целям и задачам Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ведет к необоснованному ограничению экономической активности граждан, снижению конкуренции.
Никаких общественно полезных целей, публично-правовых интересов запрет такой информации не преследует, а только нарушает такой основополагающий принцип правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, как - свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленный административный иск подлежит отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, и в соответствии со статьей 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО2 о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020г.