Мотивированное решение изготовлено 30.09.2020 года.
Дело № 2-1001/2020
УИД: 66RS0028-01-2020-002072-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит 30 сентября 2020 года
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Недокушевой О.А.,
при секретере судебного заседания Деринг Ю.В.,
с участием истца Мельниковой О.Н.,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой О.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите Свердловской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Мельникова О.Н. обратилась в Ирбитский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите Свердловской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обосновав требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п.19 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду того, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании ст.30 ч.1 п.19 ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии 25-и летнего стажа педагогической деятельности истец приобретет со дня вступления в законную силу решения Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400-ФЗ и изменений внесенных частью 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ не ранее чем через 1 год 6 месяцев со дня приобретения требуемого стажа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Она не согласна с данным решением, поскольку дата вступления в законную силу решения суда для определения момента возникновения права истца на досрочную страховую пенсию правового значения не имеет, противоречит выводам апелляционного определения судебной коллегии Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Мельникова О.Н. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО4 просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно в педагогический стаж истца были включены отдельные периоды работы. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась повторно в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, решением Управлением ПФР 0.09.2020 года истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду не наступления срока для назначения страховой пенсии, т.к. требуемую продолжительность стажа 25 лет педагогической деятельности Мельникова О.Н. приобретает со дня вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая отложенный принцип назначения пенсии, право на назначение пенсии у истца, при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2020 году, может наступить не ранее чем через 18 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, право на назначение пенсии носит заявительный характер, возникает на основании письменного заявления лица, обращающегося за назначением пенсии, и представляющего необходимые документы. Истица обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, требования о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ незаконны (л.д.38-39).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, исследовав материалы гражданского дела №, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подпунктом 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1. настоящей статьи.
С 1 января 2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»).
В соответствии с ч.1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2019 году составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложении 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ).
Часть 3 статьи 10 Закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в федеральные законы от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, связанные с повышением пенсионного возраста, и предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, при возникновении у истца в 2019 права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, такая пенсия может быть ему назначена не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на ее получение.
Как установлено судом, решением Ирбитского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой О.Н. в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии были включены отдельные периоды работы учебные отпуска в должности учителя биологии МОУ Храмцовская основная общеобразовательная школа, МКОУ Храмцовская общеобразовательная школа (л.д.12-14).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указано на установление факта выработки Мельниковой О.Н. 25-летнего стажа педагогической работы, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-19).
ДД.ММ.ГГГГ Мельникова О.Н. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением Управления ПФР от 04.09.20202 № истцу отказано в назначении пенсии в связи с тем, что требуемую продолжительность стажа 25 лет педагогической деятельности Мельникова О.Н. приобретет со дня вступления решения Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. С учётом сроков назначения пенсии страховая пенсия Мельниковой О.Н. может быть назначена лишь с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11).
Суд соглашается с мнением Управления относительно того, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца только после вступления в законную силу обжалуемого решения суда в законную силу. Однако вопреки утверждению ответчика, данное обстоятельство не означает, что момент возникновения у истца права на получение досрочной пенсии по старости должен определяться также датой вступления решения Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу.
Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникло у истца с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты, когда истцом с учетом включенных по решению суда спорных периодов был выработан необходимый 25-летний льготный стаж для назначения пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, и дата вступления в законную силу указанного решения суда для определения момента возникновения права истца на досрочную страховую пенсию правового значения, не имеет. Утверждение ответчика об обратном ошибочно и основано на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Поскольку истцом стаж на соответствующих видах работ, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости выработан ДД.ММ.ГГГГ году, а потому право на назначение пенсии Мельниковой О.Н. может быть реализовано по истечении шестимесячного срока, предусмотренного ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 № 350-ФЗ от даты 30.12.2019 года, но не ранее 30.06.2020 года.
Однако, при определении дня назначения истцу пенсии, суд учитывает положения ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначение пенсии носит заявительный порядок, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, при этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер, возникает на основании письменного заявления лица, обращающегося за назначением пенсии и предоставляющего необходимые документы. В этой связи можно сделать вывод, что назначение пенсии поставлено законодателем в зависимость от соблюдения двух условий – подачи гражданином заявления о назначении пенсии и наличии права на её получение.
Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты суд назначает истице досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии со ст. 88, ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>