Дело № 2-1150/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Бабичева А.И.,
при секретаре судебного заседания Жуковой О.С.,
с участием прокурора Маклаковой М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
01 июня 2015 года
гражданское дело по иску Панкова Александра Юрьевича к ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Панков А.Ю. обратился в суд с иском к ОАО ОУК «Южкузбассуголь» о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 15.05.2014г. актом о случае профессионального заболевания ему было установлено наличие профессионального заболевания: №, установлено впервые 02.04.2014г. С 01.08.2014г. установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности. Согласно заключению экспертной комиссии НИИ КРГиПЗ от 19.09.2014г. №267, данных трудовой книжки и санитарно-гигиенической характеристике условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания от № значительную часть своего трудового стажа во вредных условиях истец проработал на предприятиях ответчика. Последствиями профессионального заболевания, а именно 30 % утраты профессиональной трудоспособности, ему причинены значительные нравственные и физические страдания. Профессиональным заболеванием ему причинены нравственные и физические страдания. Из-за хронического бронхита он с большим трудом может осуществлять работу по дому, лежа задыхается, не может заснуть без приема медицинских препаратов, с трудом может пройти небольшие расстояния, его мучает отдышка. В настоящее время он превратился в инвалида, качество жизни ухудшилось. Просит взыскать с ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» в соответствии со ст. 237 ТК РФ, 151, 1099 ГК РФ 300000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
В судебное заседание истец Панков А.Ю. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Панкова А.Ю. – Ладыка Д.Ф. доводы и требования истца поддержал в полном объеме, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей.
Представитель ответчика ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» Чекалина Н.Д. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что по заявлению Панкова А.Ю. в порядке, предусмотренном Соглашением на период с 01.07.2013г. по 30.06.2016г. ответчик выплатил истцу компенсацию морального вреда в размере 42136 рублей 76 коп., исходя из вины предприятия 19%, поэтому полагает, что свои обязательства перед истцом ответчик исполнил в полном объеме, поскольку выплаченная сумма в полной мере компенсирует его физические и нравственные страдания.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, пришел к следующему.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.
Согласно ст. 164 ТК РФ, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ коллективный договор, соглашение (в том числе отраслевое) и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, входят в систему трудового законодательства.
Т.о., в соответствии с нормами трудового законодательства, работодатель вправе в своих локальных нормативных актах предусмотреть дополнительные гарантии и компенсации по сравнению с законодательством (ст. 8, 164 ТК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ РФ № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указанный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. ст. 227 – 231 ТК РФ, связь повреждения здоровья работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленными в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или актом о случае профессионального заболевания.
В судебном заседании установлено, что истец по 27.08.2014г. работал подземным машинистом подземных установок 3 разряда на участке по проведению горных выработок №1, откуда уволен по инициативе работника, в связи с уходом на пенсию /л.д.6-11/.
Из акта «О случае профессионального заболевания» от №. /л.д.4-5/ следует, что Панков А.Ю. проработал в угольной промышленности 30 лет. В процессе работы подвергался воздействию вредных производственных факторов: угольно-породной пыли, шуму, вибрации, физическим перегрузкам.
Причиной профессионального заболевания послужило длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ.
Факт получения истцом профессионального заболевания подтверждается медицинским заключением от №, из которого следует, что ему установлен диагноз №
Согласно справке ФКГУ Бюро МСЭ от № г. Панкову А.Ю. было установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности с 01.08.2014г. до 01.09.2015г. /л.д. 12/
Нормами Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2013-2016 г.г. (ФОС) на указанный период предусмотрена возможность выплаты единовременной компенсации сверх сумм, установленных вышеуказанным Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Так, пунктом 5.4 указанного Федерального отраслевого соглашения (ФОС) предусмотрено в случае установления впервые работнику, уполномочившему Профсоюз представлять его интересы в установленном порядке, занятому в Организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля, утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания Работодатель в счет компенсации морального вреда Работнику осуществляет единовременную выплату из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом по согласованию с соответствующим органом Профсоюза… В случае, когда ответственность за причинение вреда здоровью Работника в виде профессионального заболевания возложена на несколько организаций, Работодатель несет долевую ответственность, которая определяется пропорционально степени вины работодателей. При этом в коллективных договорах или локальных нормативных актах.. . могут предусматриваться случаи, при которых Работодатель принимает на себя ответственность по выплатам за иные организации.
В силу п. 5.5 указанного ФОС конкретный комплекс мер в возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей, устанавливается в коллективном договоре, соглашении.
Т.о., компенсации морального вреда вследствие утраты профессиональной трудоспособности гарантируются работникам организаций угольной промышленности (участников Соглашения и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения или, не представивших доказательств отказа от присоединения к Соглашению, в соответствии с положениями ст. 48 ТК РФ), утратившим профессиональную трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
В силу п. 8.6 Коллективного договора ОАО «ОУК «ЮКУ» на 2013 -2016 гг. работодатель обязан возместить вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием …, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, в соответствии с ГК РФ, ФЗ РФ «Об обязательном страховании…» № 125-ФЗ, Соглашением и Коллективным договором.
Согласно раздела 3 Положения о возмещении вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых обязанностей - приложения № 11 к Соглашению на 2013-2016 годы между Новокузнецкой территориальной организацией Росуглепрофа и ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», в случае причинения работодателем вреда своему Работнику увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей у Работодателя, данный Работодатель осуществляет единовременную компенсацию морального вреда, причиненного Работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания в следующем порядке. За каждый процент утраты (снижения) профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, Работодатель осуществляет выплату в счет компенсации морального вреда в размере 20% среднемесячного заработка Работника за последний год работы у данного Работодателя, предшествующий моменту установления впервые Работнику размера (степени) утраты проф. трудоспособности впервые (с учетом выплаты суммы пособия из Фонда социального страхования)… Выплата компенсации морального вреда является единовременной, и производится Работодателем один раз при обращении работника к Работодателю в случае установления ему впервые размера (степени) утраты (снижения) профессиональной трудоспособности. Выплата компенсации осуществляется Работодателем в заявительном порядке, по письменному заявлению Работника с предоставлением им всех подтверждающих утрату профтрудоспособности документов. При этом, выплата указанной компенсации осуществляется исключительно в порядке и размере, установленном действующим на момент обращения Работника к Работодателю ФОС по угольной промышленности и Соглашению на 2013-2016 г.г., независимо от даты установления размера утраты проф. трудоспособности впервые. В случае, когда ответственность за причинение вреда здоровью Работника в виде профессионального заболевания возложена на несколько организаций, Работодатель, руководствуясь п. 5.4 ФОС РФ на 2013-2016 г. несет долевую ответственность, которая определяется пропорционально степени вины работодателей, установленной медицинской экспертизой. Работодатель осуществляет компенсацию исходя их степени вины только данного конкретного Работодателя, осуществляющего выплаты и только за тот период времени, когда Работник состоял в трудовых отношениях с данным Работодателем. Кроме того, ОАО «ОУК «ЮКУ» приняло на себя обязательно осуществлять в добровольном порядке единовременную компенсацию морального вреда бывшим работникам иных юридических лиц, прекративших свою деятельность, в том числе ОАО «Шахта «Алардинская».
В силу п. 3.5 указанного Приложения к Соглашению в целях определения размера компенсации в порядке, установленном п. 3.7 Положения, среднемесячная заработная плата Работника исчисляется исходя из фактически начисленной Работнику заработной платы и фактически отработанного им времени у данного Работодателя за 12 календарных месяцев, предшествующих моменту установления впервые Работнику размера (степени) утраты проф. трудоспособности. Для расчета среднего заработка учитываются предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя в период работы данного Работника у Работодателя.
Поскольку основанием для возникновения обязательства вследствие причинения вреда истцу явилось установление ему утраты профессиональной трудоспособности с 07.11.2013 г., подлежат применению действовавшие именно на данный период нормы ТК РФ, ГК РФ и локальных нормативных актов ответчика, т.е., ФОС и Соглашение на 2013-2016 г.г., в соответствии правилами ст. 4 ГК РФ.
В силу п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.03.2011 г. «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании…» работодатель несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей в порядке, закрепленном главой 59 ГК РФ.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008 г. № 11 (ред. от 09.02.2012) «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь ввиду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Выплата единовременной компенсации в счет возмещения морального вреда гарантируется работникам организаций (участников Соглашения и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения или не представивших доказательств отказа от присоединения к Соглашению в соответствии с положениями ст. 48 ТК РФ), утратившим профессиональную трудоспособность вследствие производственной травмы или профессионального заболевания пунктом 5.4 Федерального Отраслевого Соглашения на 2013-2016 г. (на период установления истцу утраты профессиональной трудоспособности), а также п. 2.1 приложения № 12 к Соглашению на 2013-2016 г.г.
Исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда, предусмотренных п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ч.2, 1100 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1099 ч. 3 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Поскольку истцу был причинен вред здоровью и ему впервые был установлен процент утраты профессиональной трудоспособности 30%, то обстоятельство, что он испытывает физические и нравственные страдания в связи с этим обстоятельством предполагается, соответственно, истец имеет право на возмещение морального вреда и в соответствии с законом и в соответствии с локальными нормативными актами ответчика.
Как следует из соглашения о компенсации морального вреда №11/14 от 17.10.2014г. между Панковым А.Ю. и ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» достигнуто соглашение, а именно, что нравственные и физические страдания Панкова А.Ю. будут полностью компенсированы в случае выплаты ему денежной суммы в размере 42136 рублей 76 коп..
Размер указанной компенсации соответствует положениям 3.6 Положения о возмещении вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых обязанностей - приложения № 11 к соглашению на 2013-2016 годы между Новокузнецкой территориальной организацией Росуглепрофа и ОАО «ОУК «Южкузбассуголь».
По мнению суда, выплаченная ответчиком в добровольном порядке Панкову А.Ю. компенсация морального вреда, в полном объеме компенсирует причиненные ему физические и нравственные страдания, с учетом степени вины ответчика, наступивших последствий в виде 30% утраты профессиональной трудоспособности, того факта, что истец в настоящее время нуждается в постоянном лечении, лишен возможности полноценно работать, возможности вести полноценный образ жизни, на что истец ссылается в своем исковом заявлении.
Т.о., с учетом характера полученного профессионального заболевания и перенесенных истцом вследствие этого физических и нравственных страданий, наступивших последствий в виде утраты профессиональной трудоспособности, его индивидуальных особенностей, а также степени вины ответчика, иных заслуживающих обстоятельств, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает, что выплаченный истцу в соответствии с Соглашением на 2013-2016 г. размер компенсации морального вреда в сумме 42136 рублей 76 коп., является достаточным и справедливым. Соответственно, требования истца о взыскании с ответчика дополнительно компенсации морального вреда в сумме 300 000 руб. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу их чрезмерности.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, 333.19 НК РФ, указанные расходы следует отнести на счет местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Панкову Александру Юрьевичу в удовлетворении требований к ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Расходы по государственной пошлине отнести на счет местного бюджета (г. Новокузнецка).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Куйбышевский р/суд г. Новокузнецка.
Председательствующий