Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о восстановлении нарушенных прав путем возложения на исполнительный орган государственной власти Смоленской области обязанности по принятию решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов,
у с т а н о в и л :
Фомченков С.В., являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и сособственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> района <данные изъяты> области, обратился в суд с заявлением о возложении на Администрацию Смоленской области обязанности по включению названных участков земли в границы деревни <данные изъяты> и поселка <данные изъяты> упомянутого сельского поселения, указав, что с <данные изъяты> 2011г. уполномоченный исполнительный орган государственной власти Смоленской области не рассмотрел его обращение и приложенные к нему документы, а также положительное заключение администрации соответствующего муниципального образования по вопросу, касающемуся включения указанных участков земли в границы данных населенных пунктов с целью последующего использования для индивидуального жилищного строительства, тогда как правовых препятствий для удовлетворения просьбы заявителя не имеется.
Представитель Фомченкова С.В. - Соловьева В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Смоленской области, а также привлеченного к участию в деле Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А., возражая против удовлетворения заявленных требований, отметила, что до настоящего времени представленное Фомченковым заявление в установленном порядке не рассмотрено, что обусловлено необходимостью разрешения вопроса о том, к какому сельскому поселению Смоленского района Смоленской области относятся принадлежащие заявителю земельные участки, которые в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004 №135-з территориально включены в состав <данные изъяты> сельского поселения, а исторически являются территорией <данные изъяты> сельского поселения, в связи с чем, разрешение представленного Фомченковым заявления отложено до рассмотрения Смоленской областной Думой законопроекта о внесении изменений в названный Закон. При этом не исключается принятие положительного решения по обращению заявителя.
Представители <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области Голактионова И.В. и Власенкова С.Б. в судебном заседании указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, сославшись на неопределенность вопроса о сельском поселении, на территории которого расположены принадлежащие Фомченкову участки. Отметили также, что в отсутствие принятого по обращению заявителя отрицательного решения в судебном порядке может быть разрешен лишь вопрос о возложении на уполномоченные органы обязанности по рассмотрению заявления Фомченкова С.В. в установленном законом порядке.
Представитель <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области Митрофанов Ю.В. указал на обоснованность заявленных требований и целесообразность включения названных земельных участков в границы упомянутых населенных пунктов, пояснив, что разрешение обращения Фомченкова не может быть поставлено в зависимость от возможного изменения границ <данные изъяты> и <данные изъяты> сельских поселений.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области Кузенкова С.Н. в судебном заседании отметила, что по имеющимся в данном учреждении сведениям названные земельные участки находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2, 4, 5, 13, 18 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Согласно постановлению Администрации Смоленской области от 04.05.2007 №158 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов» включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, а в случае необходимости установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляются в соответствии с правовыми актами Администрации Смоленской области. Прием заявлений о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта от органов местного самоуправления городских округов или поселений Смоленской области, на территориях которых находится населенный пункт, и прилагаемых к ним документов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, направление указанных заявлений с прилагаемыми к ним документами для согласования в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
По делу установлено, что Фомченков С.В., являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и сособственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> района <данные изъяты> области в <данные изъяты> 2011г. в порядке ч.4 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области с мотивированным заявлением о включении вышеуказанных участков в границы названных населенных пунктов - дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> с одновременным их переводом из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства, представив для этого необходимые для разрешения соответствующего вопроса документы (л.д.9, 12-35, 43-44).
ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> сельского поселения подготовила заключение о целесообразности включения данных земельных участков в границы названных населенных пунктов, подтвержденное впоследствии решением Совета депутатов Печерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с ст.ст.2-3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» представила в Департамент имущественных и земельных отношений соответствующее ходатайство, которое до настоящего времени в установленном порядке не разрешено (л.д.7-8, 10-11).
Письменными отношениями Администрации МО «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Фомченкову С.В. сообщено, что принадлежащие ему участки земли в соответствии со Схемой территориального планирования <данные изъяты> района <данные изъяты> области, утв. решением <данные изъяты> областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и Генерального плана <данные изъяты> сельского поселения, утв. решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, расположены на территории <данные изъяты> сельского поселения, не входят в жилую зону, предназначены для сельскохозяйственного использования и удалены от населенных пунктов названного сельского поселения, что исключает возможность включения их в границы соответствующих населенных пунктов (л.д.58-59).
Как следует из объяснений представителя Администрации <данные изъяты> области и названного Департамента, а также усматривается из материалов дела, согласно Генеральному плану <данные изъяты> сельского поселения указанные земельные участки входят в границы данного сельского поселения, тогда как в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004 №135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» эти участки земли расположены на территории <данные изъяты> сельского поселения, в связи с чем, Администрацией МО «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области было направлено обращение в Департамент <данные изъяты> области по вопросам местного самоуправления о необходимости приведения указанных нормативных актов в соответствие с историческими сложившимися границами территорий.
По утверждению представителя Администрации <данные изъяты> области в настоящее время проводится работа по внесению изменений в указанный областной закон, согласно которым упомянутые земельные участки территориально войдут в состав <данные изъяты> сельского поселения.
С учетом этих обстоятельств на состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ заседании рабочей группы в целях подготовки к комиссии по вопросам реализации земельной политики на территории <данные изъяты> области решено отложить рассмотрение вопроса о включении данных участков земли в границы дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> до рассмотрения <данные изъяты> областной Думой проекта областного закона «О внесении изменений в Закон Смоленской области от 28.12.2004 №135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений», разрабатываемого Департаментом <данные изъяты> области по вопросам местного самоуправления (л.д.45-55).
Таким образом, вопрос о включении принадлежащих Фомченкову С.В. земельных участков в границы дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области до настоящего времени в установленном порядке не рассмотрен; ненормативный акт о включении либо об отказе во включении этих земельных участков в границы названных населенных пунктов не принят, соответственно, в отсутствие принятого Администрацией <данные изъяты> области постановления об отказе в принятии решения о включении названных участков земли в границы упомянутых населенных пунктов (отсутствие предмета обжалования - ч.22 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») единственно возможным в данной ситуации способом восстановлении нарушенных прав Фомченкова будет являться возложение на Администрацию <данные изъяты> области и Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, осуществляющий в соответствии с постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № функции по приему и рассмотрению соответствующих документов при разрешении вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов, обязанности по рассмотрению в установленном законом порядке соответствующего вопроса с принятием одного из предусмотренных ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решений.
При этом суд исходит из того, что поданное Фомченковым С.В. заявление направлено на проверку законности действий (бездействия) органов государственной власти и не затрагивает вопроса о его правах на земельные участки, спор о которых отсутствует.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Таким образом, заявление Фомченкова С.В. с учетом публичного характера спорных правоотношений подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, в связи с чем, при принятии настоящего решения суд исходит из положений ч.3 ст.246 и ст.258 ГПК РФ и в соответствии с ч.2 ст.206 ПК РФ устанавливает срок исполнения Администрацией Смоленской области и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанности по рассмотрению вышеупомянутого вопроса равным тридцати дням со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей Администрации Смоленской области, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о том, что рассмотрение обращений Фомченкова С.В. и Главы <данные изъяты> сельского поселения о включении земельных участков в границы дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> невозможно до устранения неопределенности в вопросе о том, к какому сельскому поселению относятся соответствующие участки земли (<данные изъяты> либо <данные изъяты>), признаются судом необоснованными.
В настоящее время в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004 №135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» принадлежащие Фомченкову С.В. участки земли включены в границы <данные изъяты> сельского поселения, на что также указала в судебном заседании представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области. Соответственно, правовая неопределенность в вопросе о принадлежности данных земельных участков к данному сельскому поселению отсутствует, а ссылки представителей названных уполномоченных органов на возможное внесение изменений в упомянутый Закон относительно границ <данные изъяты> и <данные изъяты> сельских поселений правового значения для разрешения обращений Фомченкова С.В. и Главы <данные изъяты> сельского поселения не имеет.
По делу видно, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Смоленской областной Думе проекты областных законов, направленные на внесение изменений в Закон Смоленской области от 28.12.2004 №135-з на рассмотрении не находятся.
Таким образом, возможное изменение законодательства не может служить основанием для отказа во включении принадлежащих Фомченкову С.В. земельных участков в границы населенных пунктов, и, тем более, являться основанием для отложения рассмотрения соответствующего вопроса на неопределенное время (ч.ч.19-21 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Смоленской области и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о включении принадлежащих Фомченкова С.В. земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в границы населенных пунктов - дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> <данные изъяты> сельского Поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области, приняв одно из предусмотренных ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решений.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов