РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.12.2016 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А..,
при секретаре судебного заседания Литвиновой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имуществу и транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имуществу и транспортному налогу указав, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Должнику направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога. ФИО1 является собственником имущества. По состоянию на дата. налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество на сумму *** руб. Просит взыскать с должника к уплате задолженности по транспортному налогу за дата год в размере *** руб. и налогу на имущество за дата. в размере *** руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г.о. Самара не явился, о слушании дела извещен надлежаще.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК Российской Федерации) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество с физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно сведениям ГИБДД ФИО1 является собственником транспортного средства: Опельвектра гос. номер №... c дата по настоящее время и *** гос. номер №... с дата. по настоящее время.
Из сведений Управления Росреестра по Самарской области следует, что административный ответчик ФИО1 с дата является правообладателем квартиры, расположенной по адресу: адрес кадастровый №....
Из материалов дела следует, что ЛебедевуС.И. было направлено налоговое уведомление №... о необходимости уплаты транспортного налога за дата. в размере *** руб. и налога на имущество физических лиц за дата. в размере *** руб., что подтверждается приложенным к материалам дела почтовым реестром, предоставлен срок для уплаты налога- до дата
Кроме того, Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары вынесено требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по налогу и предоставлен срок для погашения задолженности- дата., указанное требование направлено ФИО1 почтой, что подтверждается копией почтового реестра.
Истцом заявлено требование о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам с ответчика.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Судом установлено, что ИФНС в адрес ответчика направила требование №... на сумму в *** руб., из которого следует, что должнику установлен срок для выполнения требования об уплате налога до дата, в связи с чем, последним днем обращения в суд с иском о взыскании указанного налога является дата. Однако инспекция обратилась в суд с настоящим иском дата, т.е. с пропуском установленного законодательством срока.
Представитель административного истца указал, что причиной пропуска срока послужила загруженность сотрудников налоговой службы, а также было установлено ограничение по взысканию задолженности в части формирования документов по ст.48 НК РФ, по причине установления программного обеспечении АИС «Налог-3». После обращения о вынесении судебного приказа, материалы были возвращены для устранения недостатков.
Вместе с тем, к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, независящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка подачи заявления.
Довод истца о том, что первоначальное заявление о выдаче судебного приказа было подано своевременно не может служить основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку определением мирового судьи отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ, поскольку требование не является бесспорным.
В соответствии с п.17 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.15г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» в силу п.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа, либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Положения п. 1 ст. 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате госпошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ требований.
Таким образом, течение срока исковой давности не прерывалось.
Нарушение налоговым органом правил подачи иска о взыскании сумм при обращении к мировому судье при наличии у налогового органа юридической службы не может быть признаны уважительной причиной, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для восстановления ИФНС России по Октябрьскому району г.о. Самара срока на предъявление иска в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имуществу и транспортному налогу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда изготовлено 09.12.2016г.
Судья Т.А. Орлова