Дело №2-1966/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Иванова С.Ю. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Иванова С.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить Иванову С.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Куповасову А.Е. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Иванов С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец И. был лишен родительских прав и умер 07.10.2005г.. Постановлением главы <адрес> от 18.09.2000г. Иванов С.Ю. был определен на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>2, которое пришло в негодность. Своего собственного жилья Иванов С.Ю. не имел и не имеет, в настоящее время проживает в г.Минусинске, в связи с чем администрацией г.Минусинска в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» ему должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании Иванов С.Ю. исковые требования полностью поддержал. Суду пояснил, что с раннего детства остался без попечения родителей, поскольку отец был лишен родительских прав, а мать умерла в 1993 году. Сначала он находился на воспитании у своей тетки, затем был помещен в детский дом и находился на полном гособеспечении. После окончания в 2009 году средней школы истец обучался в ПУ-61 и проживал в <адрес>, однако учебу не закончил и был отчислен. До настоящего времени он проживает в <адрес>, но постоянного места жительства не имеет, его доход состоит из случайных заработков. Поскольку по месту жительства с 1993 года истец был зарегистрирован в <адрес>, однако там никогда не проживал и закрепленное там за ним помещение не сохранилось, в 2010 году он обратился в отдел опеки администрации Минусинского района по вопросу предоставления ему жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Так как проживает он в г.Минусинске и лишь зарегистрирован по месту жительства в с.Жерлык, хотя там с 1993 года не проживает, полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему ответчиком в г.Минусинске
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Дейнеко Е.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что администрация г.Минусинска является ненадлежащим ответчиком, поскольку в список для предоставления жилого помещения истец включен по Минусинскому району. Оснований для предоставления ему жилья во внеочередном порядке в г.Минусинске не имеется, в случае удовлетворения иска будут нарушены права и интересы других лиц уже состоящих в этом списке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.64,67) в судебное заседание не явился. От его представителя Шугалеевой Т.А. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.50), в котором она также указала, что решением краевой комиссии по предоставлению жилья от 20.06.2013г. истец Иванов С.Ю. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Помещение ему будет предоставлено в порядке очередности и оснований для предоставления его во внеочередном порядке нет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования администрации Минусинского района Утюмова Е.В. суду пояснила, что действительно Иванов С.Ю. был поставлен на учет для предоставления ему жилого помещения по Минусинскому району, поскольку был выявлен как сирота в Минусинском районе и на его территории зарегистрирован по месту жительства. Предоставление жилого помещения истцу будет произведено ориентировочно в 2014 году.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Иванов С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в четырехлетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец И. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав, в 2005 году умер. Постановлением главы <адрес> от 18.09.2000г. Иванов С.Ю. был определен на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>2. После окончания в 2009 году школы истец стал проживать в г.Минусинске, в 2012 году обратился по вопросу предоставления жилого помещения в Управление образования администрации Минусинского района, лишь 20.06.2013г. решением краевой комиссии по предоставлению жилья он был включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. Закрепленное за истцом жилое помещение пришло в негодность, своего собственного жилья истец не имел и не имеет, постоянно проживает в г.Минусинске, по месту жительства зарегистрирован в указанном непригодном для проживания помещении.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, паспортом истца и свидетельством о его рождении, свидетельством о смерти его матери Ивановой Л.И., постановлением главы Минусинского района №499-п от 18.09.2000г. об определении истца в государственное учреждение на полное гособеспечение и закреплении за ним жилого помещения, постановлением главы администрации Минусинского района №97-п от 21.02.2013г. об исключении пункта о закреплении жилья за истцом в связи его непригодностью для проживания, аттестатом об основном среднем образовании истца Иванова С.Ю., письмами Управления образования администрации Минусинского района и Министерства образования и науки Красноярского края.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными и правомерными.
Как установлено судом, истец Иванов С.Ю. с раннего возраста остался без попечения родителей, до достижения возраста 23-х лет в 2012 году обратился в орган опеки с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако на учет для предоставления жилья Министерством образования и науки Красноярского края был поставлен лишь 20.06.2013г. чем было нарушено предусмотренное законодательством, действующим до 31.12.2012г., его право на внеочередное предоставление жилого помещения. В связи с этим, суд полагает, что нарушенное право истца подлежит восстановлению путем возложения орган местного самоуправления по месту жительства истца - на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку.
В связи с изложенным, доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований суд считает необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Иванову С.Ю. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 01.11.2013г.