Решение по делу № 2-1242/2015 ~ М-1122/2015 от 16.10.2015

Дело №2-1242/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Выльгорт 30 ноября 2015 года

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Глобу Т. И.,

при секретаре Рудневой Е. Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту прав Карташовой Н.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в защиту прав Карташовой Н.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сыктывдинского района по обращению Карташовой Н.А. проведена проверка законности отказа ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В ходе проверки выявлено, что Карташова Н.А. неоднократно обращалась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с заявлениями о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, ею представлялись все необходимые документы, а именно: копия паспорта, копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, фото, однако ей было отказано, с указанием на то, что положения Закона Республики Коми № 55-РЗ распространяются исключительно на педагогов, проработавших и проживающих в Республике Коми, в то время как заявитель проработал педагогом в <данные изъяты>, а меры социальной поддержки получал в <данные изъяты>. Считая отказы ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» незаконными, прокурор просит признать отказ ответчика в предоставлении истцу мер социальной поддержки в соответствии ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» незаконным и признать за Карташовой Н.А. право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии ч. 1.1 ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

В судебном заседании прокурор Иванова Д.И. настаивала на заявленных требованиях, суду пояснила, что неверное толкование ответчиком установленного законодателем Республики Коми правового регулирования в сфере социальной поддержки сельских специалистов препятствует реализации предусмотренного ч. 8 ст. 47 Федерального закона №273-Ф3 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения переехавшими на постоянное жительство на территорию Республики Коми пенсионерами, пользовавшимися этим правом по прежнему месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

Истец Карташова Н.А., извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» по доверенности Муравьева Е.В. не согласилась с требованиями прокурора, поддержав, представленный отзыв на исковое заявление.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), в соответствии с ч. 8 ст. 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Poccийской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Poccийской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми правовые гарантии, в том числе дополнительные установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения в целях создания условий, обеспечивают достойную жизнь, почет и уважение в обществе установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми № 55-РЗ).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 18 Закона Республики Коми №55-РЗ педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пункта поселках городского типа (далее - педагогические работники), предоставляются такие меры социальной поддержки, как оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем), оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и отопления (теплоснабжения), в пределах установленных нормативов потребления, оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам электроснабжения и отопления (теплоснабжения).

Педагогическим работникам, проживающим в домах с печным отоплением - оплата в размере 100 процентов приобретенного твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или установленная размере 100 процентов компенсация стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки твердого топлива.

Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Судом установлено, что Карташова Н.А., <данные изъяты>., до <данные изъяты> проживала и осуществляла свою трудовую деятельность на территории <данные изъяты>. В период <дата> по <дата> работала в районных образовательных учреждениях <данные изъяты>: с <дата> по <дата> - <данные изъяты>, с <дата> по <дата> работала <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - <данные изъяты>. Общий трудовой стаж Карташовой Н.А. составляет <данные изъяты>. С <дата> Карташовой Н.А. по месту ее постоянного жительства (<данные изъяты>) назначена пенсия по возрасту.

<дата> Карташова Н.А. переехала на постоянное место жительства в <данные изъяты>. В этот же период времени производилась замена пенсионных документов. В связи с этим Карташовой Н.А. <дата> произведен перевод пенсии по возрасту, назначенный в <данные изъяты>, на пенсию по старости на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период <данные изъяты>, по прежнему месту жительства (<данные изъяты>) Карташова Н.А. как педагогический работник пользовалась правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения за счет регионального бюджета.

Вместе с тем, при обращении 13.01.2015, 30.03.2015 Карташовой Н.А. в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с заявлениями о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с ч. 1.1 ст. 18 Закон Республики Коми № 55-РЗ и необходимыми документами (копия паспорта, копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, фото), ей было 16.01.2015, 28.07.2015 письменно отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки с указанием на то, что положения Закона Республики Коми № 55-РЗ распространяются исключительно на педагогов, проработавших и проживающих в Республике Коми, в то время как Карташова Н.А. проработала педагогом в <данные изъяты>, а меры социальной поддержки получала в <данные изъяты>.

Однако доводы указанные доводы ответчика суд находит несостоятельными.

По смыслу, придаваемому положениям Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ правоприменительной практикой, право пенсионеров из числа педагогических работников на получение мер социальной поддержки от Республики Коми производно от соответствующего права работающих в сельской местности педагогов, поэтому пользоваться им вправе только те пенсионеры, которым на момент выхода на пенсию жилищно-коммунальные льготы предоставлялись, как работавшим на территории Республики Коми в сельских (поселковых) образовательных учреждениях, финансируемых за счет республиканского бюджета или бюджетов муниципальных образований.

Подобное истолкование установленного законодателем Республики Коми правового регулирования в сфере социальной поддержки сельских специалистов препятствует реализации предусмотренного ч. 8 ст. 47 Федерального закона № 273-Ф3 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения переехавшими на постоянное жительство на территорию Республики Коми пенсионерами, пользовавшимися этим правом по прежнему месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

При этом, как подчеркнуто в Определении Конституционного Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-0-0, субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правыми актами.

Следовательно, положения Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ не могут истолковываться как предполагающие лишение рассматриваемого права переехавших па постоянное жительство на территорию Республики Коми из других субъектов Российской Федерации пенсионеров из числа бывших сельских педагогических работников, которые по прежнему месту жительства в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользовались в установленном порядке таким правом.

В противном случае - вопреки предписаниям ч. 2 ст. 7, чч. 1,2 ч. 1 ст. 39 и чч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации - нарушается конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на соблюдении которого должно базироваться осуществляемое в социальной сфере изменение действующего правового регулирования и который предполагает правовую определенность, сохранение стабильности в действующей системе норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверены в неизменности приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Данная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.04.2008 № 480-0-П.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Кроме того, предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, бывшим педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, порядок их сохранения при переезде указанных лиц в пределах единого союзного государства на постоянное место жительства в другой сельский (поселковый) населенный пункт урегулирован разъяснением Госкомтруда ССС и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 №5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работникам просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), согласно п. 2 которого, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами.

При таких обстоятельствах, право Карташовой Н.А. на предоставление мер социальной поддержки, возникшее и используемое ею при проживании в сельской местности <данные изъяты> не может быть прекращено при переезде на постоянное место жительства в сельскую местность Республики Коми.

Лишение Карташовой Н.А. права на получение оспариваемых мер социальной поддержки на территории Республики Коми может повлечь ограничение ее права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и поставит свободу выбора места жительства и пребывания под условие получения указанных мер.

Учитывая, что в результате отказа ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в предоставлении Карташовой Н.А. мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми №55-РЗ истец не может достигнуть того уровня социальной защищенности, который был обеспечен при проживании по прежнему месту жительства до переезда в Республику Коми, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и признает отказ ответчика по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в предоставлении Карташовой Н.А., <данные изъяты> мер социальной поддержки в соответствии ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» незаконным и признает право истца на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственная пошлина в размере 600 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.

Признать отказ государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в предоставлении Карташовой Н.А., <данные изъяты> мер социальной поддержки в соответствии ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» незаконным.

Признать за Карташовой Н.А., <данные изъяты> право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии ч. 1.1 ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в бюджет муниципального образования муниципальную району «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Т. И. Глобу

2-1242/2015 ~ М-1122/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сыктывдинского района в интересах Карташовой Надежды Александровны
Карташова Надежда Александровна
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Глобу Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
16.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2015Передача материалов судье
22.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2018Дело оформлено
13.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее