Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 01 июня 2011 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Тамаев А.Ф.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетних учащихся, об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующего в интересах несовершеннолетних учащихся обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с заявлением, об обязании директора муниципального образовательного учреждения «СОШ №» организовать горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обосновывая свои требования следующим.
В ходе проведенной Октябрьской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено следующее:
Так, в указанном учреждении горячим питанием обеспечены ученики первых классов, учащиеся старших классов питаются буфетной продукцией.
Проведенной проверкой выявлено, что, не смотря на вышеуказанные требования закона в МОУ «СОШ № <адрес>» не для всех учащихся организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), отсутствуют горячее первое и (или) второе блюда, доведенные до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
<адрес> по поводу выявленных нарушений в адрес директора МОУ «СОШ № <адрес>» ранее неоднократно вносились представления о принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Принимая во внимание, что после принятых превентивных мер прокурорского реагирования ответчиками МОУ «СОШ №» и Департаментом образования <адрес> добровольно нарушения требований федерального законодательства не устранены, а невыполнение вышеназванных требований по обеспечению горячим питанием школьников может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда для жизни и здоровья учащихся, вызванного различными заболеваниями у учащихся, связанными с отсутствием своевременного горячего питания, возникла необходимость обратиться в суд с заявлением об обязании к совершению действий в интересах несовершеннолетних учащихся в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из этого, прокурор просит обязать МОУ «СОШ № <адрес>» организовать горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик – директор «СОШ № <адрес>» ФИО4-Х. в судебном заседании требования прокурора признала. При этом пояснила, что указанные нарушения действительно были выявлены, и они со своей стороны принимают меры к их устранению.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям:
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пункт 19 части 2 статьи 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
«Об образовании» (далее - Закон №) определяет, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Часть 5 статьи 51 Закона № предусматривает, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п. 4.1 Устава МОУ «СОШ № <адрес>», утвержденным департаментом образования <адрес>, организация питания в образовательном учреждении возлагается на школу по согласованию с учредителем и организации общественного питания.
Пункт 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-08) определяет, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
Пункт 7.1. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 закрепляет, что горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
Пункт 6.31 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 закрепляет, что наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым настоящими санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания.
При этом пункт 6.34 указанных СанПин определяет, что не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Пункт 11 ч. 1 с. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района.
Следовательно, не смотря на вышеуказанные требования закона в МОУ «СОШ № <адрес>» не для всех учащихся организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), отсутствуют горячее первое и (или) второе блюда, доведенные до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит требования прокурора <адрес> об обязании директора МОУ «СОШ № <адрес>» организовать горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних учащихся в полном объеме.
1) Обязать МОУ «СОШ № <адрес>» организовать горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
2) В случае неисполнения МОУ «СОШ № <адрес>» действий по обеспечению учеников горячим питанием данное обязательство в порядке субсидиарной ответственности возложить на МУ «Департамент образования <адрес>».
Решение может быть обжаловано через Октябрьский районный суд <адрес> в Верховный Суд ЧР в течение 10-ти дней со дня его вынесения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья: /подпись/ А.Ф. Тамаев
Решение вступило в законную силу «13» июня 2011 года.
Подлинник решения хранится в деле № г.
Копия верна:
Федеральный судья А.Ф. Тамаев