Дело № 2а- 3994/2019
УИД 21RS0023-01-2019-004713-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., с участием прокурора Васильевой Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, а также пресечении ввоза, производства и оборота контрафактной продукции, в том числе, проверка Интернет-ресурсов, содержащих информацию о дистанционной продаже в сети Интернет «дубликатов» алкогольной продукции.
Выявлен факт размещения в сети Интернет, на страницах:
------
------
------
------
------
информации о дистанционной продаже «дубликатов» алкогольной продукции известных брендов, запрещенной в соответствии с законодательством, с доставкой в любой пункт России, в том числе, в ночное время суток.
Информация доступна на территории Российской Федерации, вход на страницу свободный, регистрация пользователей не требуется.
Между тем, размещение на вышеперечисленных Интернет – сайтах информации для неограниченного круга лиц о продаже контрафактной алкогольной продукции в любое время противоречит действующему законодательству. В частности, статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.
Статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ содержит запрет на продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Розничная продажа алкогольной продукции разрешена только при наличии лицензии.
В соответствии с п. 5 Постановления правительства РФ от 27.09 2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции и товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Также представленная информация о цене позволяет сделать вывод о контрафактности продукции.
Указанная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная (ст. 14.16 КоАП РФ) или уголовная (ст. 151.1 УК РФ) ответственность.
Ссылаясь положения ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», прокурор заявляет вышеуказанные требования.
Помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Васильева Е. В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административные ответчики Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В материалы дела представлен отзыв Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии на административное исковое заявление, в котором выражено согласие с заявленными требованиями, просит рассмотреть дело без участия представителя Управления и Федеральной службы.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции.
Согласно ст. 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции неоднократно предусмотрена уголовная ответственность.
Из представленной справки от дата следует, что помощником прокурора Калининского района г.Чебоксары проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и по результатам проведенного мониторинга Интернет- ресурсов и выявлены вышеназванные Интернет – страницы, содержащие информацию о продаже «дубликатов алкогольной продукции». Информация доступна на территории Российской Федерации. Информация на сайте находится в свободном доступе.
К материалам дела приложены скриншоты Интернет-страниц, откуда следует, что на них представлены предложения по продаже дубликатов алкогольной продукции известных брендов.
Учитывая, что уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно – коммуникационной сети Интернет на сайтах:
------
------
------
------
------
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии: адрес, адрес) внести данные сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по вступлении решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья Е.В. Шопина
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2019 года