Решение по делу № 33-1498/2017 от 20.03.2017


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Кузубова Н.А.

дело № 33-1498

поступило 20 марта 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2017 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судейколлегии Базарова В.Н., Вагановой Е.С., при секретаре Зарбаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству РБ, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки, по апелляционной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 30 января 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале № ..., части кварталов №№ ... Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около <...> кв.м., объемом около <...> куб. м.

Настоящее решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства ( с учетом уточнений) устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале № ... части кварталов №№... Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью <...> кв.м., объемом около <...> куб. м.

Иск мотивирован тем, что при проведении рейдового мероприятия на территории Прибайкальского района РБ в водоохраной зоне оз. Байкал, на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории по маршруту от моста через р. Турка (левый берег) в южном направлении вдоль автодороги Турка-Соболиха - Золотой Ключ сотрудниками Управления Росприроднадзора по РБ выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления.

Меры по пожарной безопасности, в соответствии с требованиями п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденный Постановлением №417 Правительства РФ от 30.06.2007 г. осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Данные полномочия на территории РБ осуществляет РАЛХ. Одним из основных задач РАЛХ является пользование и распоряжение лесами, их охрана, защита и воспроизводство, а также осуществление федерального государственного надзора. В связи с чем, РАЛХ, а также его структурные подразделения обязаны принимать меры по очистке территорий лесных насаждений от захламленности, в том числе отходов производства и потребления.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росприроднадзора по РБ, Администрация МО «Прибайкальский район», Администрация МО СП «Туркинское».

Также, по ходатайству истца, к рассмотрению дела в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Будаев З.Б. исковые требования поддержал.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М., представитель Правительства РБ Митыпова Е.В. с исковыми требованиями не согласились.

Руководитель Управления Росприроднадзора по РБ Дремов К.Г. просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Администрации МО «Прибайкальский район», Администрации МО СП «Туркинское» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаев И.М. просит решение суда изменить, так как считает его незаконным и необоснованным, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Агентству.

В суде апелляционной инстанции представители Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаев И.М., Кривобокова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержали и дали суду пояснения, аналогичные, изложенным в жалобе.

Прокурор Дмитриева Ю.А. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель Правительства Республики Бурятия по доверенности Борсоев С.Ц. оставил разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Руководитель Управления Росприроднадзора по РБ Дремов К.Г. просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Администрации МО «Прибайкальский район», Администрации МО СП «Туркинское» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия полагает, что решение суда в целом постановлено законно и обоснованно.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведения рейдового мероприятия на территории Прибайкальского района РБ в водоохраной зоне оз. Байкал, на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории по маршруту от моста через р. Турка (левый берег) в южном направлении вдоль автодороги Турка-Соболиха - Золотой Ключ сотрудниками Управления Росприроднадзора по РБ выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенная на землях лесного фонда в квартале № ..., части кварталов №№... Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около <...> кв.м., объемом около <...> куб. м. Данный факт подтверждается актом по результатам рейдового мероприятия на территории Прибайкальского района РБ № ... от ... г., фототаблицей к акту. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.

Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков в силу п.п. п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление переданных федерацией полномочий в Республике Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 г. № 661.

В соответствии со ст.60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).

Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу – Республиканским агентством лесного хозяйства)

Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Республики Бурятия отнесено к полномочиям Республиканского агентства лесного хозяйства, обоснованно возложена судом на указанный орган.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.

В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Республиканского агентства лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы ответчика об обратном безосновательны.

Таким образом, доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.

Доводы представителя ответчика о необходимости установления до предъявления иска в суд виновного лица в причинении вреда землям лесного фонда, судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен. Кроме того, последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                  

         

Судьи коллегии:

33-1498/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Правительство РБ
Республиканское агентство лесного хозяйства
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ваганова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
26.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее