Решение по делу № 2-27/2018 (2-685/2017;) ~ М-740/2017 от 25.12.2017

Дело № 2-27/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2018 года г. Питкяранта

    Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

    председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,

    при секретаре Гуль И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Питкярантского муниципального района к ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка в течение четвёртого и пятого месяца со дня увольнения,

установил:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ГКУ «ЦЗН Питкярантского района» от 31.10.2017 принято решение о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4-го месяца со дня увольнения Конго Т.Н.

Истец указывает, что данное решение было принято ответчиком по тем основаниям, что Конго Т.Н., уволенная 30.06.2017 из администрации Питкярантского муниципального района в связи с сокращением численности или штата работников, в месячный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена в течение 4-го месяца со дня увольнения.

По мнению истца, данное решение принято ответчиком в нарушение действующего законодательства, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст. 318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с сокращением численности (штата) работников организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч.2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей для него работы.

Конго Т.Н. является пенсионером по старости, получает пенсию, защищена государством в виде гарантированной выплаты, но данный факт при вынесении решения ответчиком не рассматривался, не устанавливался исключительный случай, при котором работнику сохраняются выплаты о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц.

Администрация Питкярантского муниципального района просит признать незаконными и отменить решение Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия ГКУ РК «ЦЗН Питкярантского района» о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4-го месяца со дня увольнения Конго Т.Н..

В судебном заседании представитель истца Тооц О.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования изменила, просила признать незаконными и отменить решения ответчика о сохранении Конго Т.Н. среднего заработка за 4 и 5 месяцы со дня увольнения. Пояснила, что Конго Т.Н. является пенсионером по старости и при принятии решений о сохранении ей среднего заработка за 4 и 5 месяцы со дня увольнения ответчик должен был руководствоваться не только формальными условиями о своевременном обращении в Центр занятости с момента увольнения и невозможностью трудоустройства, но и наличием исключительных случаев, при которых возможно сохранение среднего заработка. Потеря дополнительного заработка исключительным случаем не является.

Представитель ответчика ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» Сидорова О.Н., действующая на основании приказа, исковые требования не признала и пояснила, что 30.06.2017 Конго Т.Н. уволена по сокращению численности работников, 17.07.2017 она обратилась в Центр занятости, искала работу, однако устроиться на работу не смогла. В связи тем, что Конго Т.Н. своевременно обратилась в Центр занятости и не была трудоустроена, было принято решение о сохранении ей среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4-го и 5-го месяцев со дня увольнения.

3-е лицо Конго Т.Н. исковые требования не признала и пояснила, что с 2012 по 2017 работала в администрации ПМР, была уволена по сокращению штата работников, в течение месяца с момента увольнения обратилась в Центр занятости, занималась поисками работы. С 2003 года является пенсионером, получает пенсию, проживает одна, иждивенцев не имеет.

Представитель 3-го лица Управления труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указывают, что при выдаче Центром занятости решения о сохранении Конго Т.Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4-го месяца со дня увольнения были учтены возможности ее трудоустройства по имеющимся у нее профессиям на рабочие места, соответствующие условиям ее последнего места работы. В связи с отсутствием в информационной базе соответствующих вакансий, подходящая работа ей не предлагалась. Самостоятельный поиск Конго Т.Н. работы также результатов не дал. Поскольку Конго Т.Н. является пенсионером, в соответствии с Законом о занятости пособие по безработице в указанный период ей не выплачивалось. Вышеназванные обстоятельства фактически исключали возможность трудоустройства Конго Т.Н., в т.ч. с учетом ее возраста, и как следствие, лишали ее возможности обеспечить себе достойный материальный уровень жизни. Данные обстоятельства были оценены Центром занятости как исключительные, что и послужило основанием для выдачи решения о сохранении среднего месячного заработка в течение 4-го месяца со дня увольнения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, 3-го лица, считает установленными по делу следующие обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных ч.ч.1 и 2 ст.318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч.3 ст.318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В судебном заседании установлено, что Конго Т.Н. с 01.01.2014 работала в администрации Питкярантского муниципального района в должности диспетчера, расположенном в г. Питкяранта Республики Карелия - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Распоряжением от 27.06.2017 Конго Т.Н. уволена с работы 30.06.2017 по п.2 ч.2 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата работников организации.

19.07.2017 Конго Т.Н. обратилась в ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.

В течение четырех месяцев Конго Т.Н. обращалась в ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы.

31.10.2017 ГКУ «Центр занятости населения Питкярантского района» принято решение о сохранении за Конго Т.Н. средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения.

01.12.2017 ГКУ «Центр занятости населения Питкярантского района» принято решение о сохранении за Конго Т.Н. средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения.

К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров данной категории, относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, не трудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

Из материалов дела усматривается, что Конго Т.Н.. является получателем трудовой пенсии по старости.

Согласно справке ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) от 25 января 2018 года размер пенсии Конго Т.Н. составляет 19695,04 рублей.

Судом установлено, что Конго Т.Н. проживает одна, нетрудоспособных иждивенцев не имеет.

При принятии решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения Конго Т.Н., ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» к исключительным случаям относит только необходимые условия для реализации этого права - факт обращения работника в месячный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и факт не трудоустройства работника.

Вместе с тем, при наличии указанных условий, должны иметь место обстоятельства, исключительность которых дает основание для сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка за четвертый и последующий месяцы со дня увольнения.

Отсутствие в норме закона указания на конкретные исключительные обстоятельства, не дает основание органу службы занятости при принятии решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц ограничиваться лишь фактом соблюдения работником и самим органом службы занятости установленного законом порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Сам по себе факт получения Конго Т.Н пенсии не лишает ее права на получение предусмотренной ч. 2 ст. 318 ТК РФ выплаты, но, вместе с тем, большая социальная защищенность пенсионера требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ.

Как усматривается из материалов дела, доказательств, подтверждающих наличие у Конго Т.Н. исключительных обстоятельств (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.), дающих основание для выплаты ему среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяц, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации Питкярантского муниципального района к ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвёртого месяца со дня увольнения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» от 31.10.2017 о сохранении за Конго Татьяной Николаевной среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

Признать незаконным и отменить решение ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» от 01.12.2017 о сохранении за Конго Татьяной Николаевной среднего заработка за пятый месяц со дня увольнения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Председательствующий И.М. Прокофьева

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 02.02.2018.

2-27/2018 (2-685/2017;) ~ М-740/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Питкярантского муниципального района
Ответчики
ГКУ РК "ЦЗН Питкярантского района"
Другие
Конго Татьяна Николаевна
Управление труда и занятости Республики Карелия
Суд
Питкярантский городской суд
Судья
Прокофьева Ирина Михайловна
25.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2017[И] Передача материалов судье
28.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018[И] Судебное заседание
01.02.2018[И] Судебное заседание
02.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2018[И] Дело оформлено
05.03.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее