Дело № 2а-427/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 11 января 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Рустамян Р.М. с участием:
истца Керимовой В.Н. и ее представителя – адвоката Соболевой Т.В.,
представителя ответчика Низамутдинова М.И.,
заинтересованного лица Арисова Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Керимовой В. Н. к администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконными действий и постановления, отмене постановления, заинтересованные лица Арисов Г. Г., Департамент имущественных и земельных отношений г. Ялты Республики Крым,
у с т а н о в и л :
Керимова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконными действий по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 727 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, отмене постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 30 декабря 2015 года № 3686-п об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 727 кв. м., в границах кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах населенного пункта из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» и предварительном согласовании Арисову Г.Г. предоставления указанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 0,0912 га по адресу: <адрес>, кадастровый №. Постановлением администрации от 30 декабря 2015 года № 3686-п Арисову Г.Г. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>. Участок истца и земельный участок, испрашиваемый Арисовым Г.Г., являются смежными. В настоящее время истец не имеет возможности использовать принадлежащий ей земельный участок в связи с тем, что на пути доступа к ее участку Арисовым Г.Г. сооружены строения, территория огорожена забором. Постановление вынесено ответчиком не законно, так как границы испрашиваемого Арисовым Г.Г. земельного участка не были согласованы с истцом, как собственником смежного земельного участка.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указала, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством с учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке строений, принадлежащих Арисову Г.Г. Ранее судом было установлено, что при составлении проекта отвода земельного участка Керимовой В.Н. не были указаны ранее существовавшие строения Арисова Г.Г.
Заинтересованное лицо Арисов Г.Г. в судебном заседании также с иском не согласился, пояснил, что кадастровый инженер ему сообщил, что согласование схемы места расположения земельного участка со смежными землепользователем Керимовой В.Н. не требуется, поскольку границы ее земельного участка уже установлены.
Заинтересованное лицо Департамент земельных и имущественных отношений администрации г. Ялты Республики Крым (далее – Департамент), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражения на иск указал следующее. Ялтинским городским судом Республики Крым по гражданскому делу № 2-104/2016 установлено, что при составлении проекта отвода землеустройства по отводу земельного участка не было учтено, что проезд к ее участку отсутствует, поскольку на планируемом проезде находятся строения Арисова Г.Г., зарегистрированные в установленном законом порядке в 1992 году, то есть до передачи в 2013 году в собственность истца земельного участка. В соответствии с законодательством при составлении проекта землеустройства по отводу земельного участка необходимо было отразить все строения, имеющиеся как на земельном участке, отводимом истцом, так и на соседних земельных участка. Соответственно истец не могла не знать, что к земельному участку не был предусмотрен подъезд и поход, что делает невозможным его рациональное использование в соответствии с целевым назначением. Оспариваемое постановление вынесено не в порядке завершения права на основании решения Ялтинского городского совета от 14 декабря 2007 года № 182, а в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Департамента.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Керимова В.Н. является собственником земельного участка площадью 0,0912 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 24 декабря 2013 года.
Согласно свидетельству от 20 марта 1992 года № 1087 Арисов Г.Г. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> с принадлежащими к нему строениями и сооружениям.
По сведениям муниципального унитарного предприятия «бюро технической инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 24 августа 2016 года по данным инвентаризационного дела на данное домовладение к нему относятся строения и сооружения, находящиеся на земельном участке: гараж литер Б; сараи литер Д, Ж,; баня литер Е, хозблок литер И; навесы литер В, Г, выстроены до 1992 года. Хозяйственные постройки сараи литер Д, Ж, гараж литер Б, баня литер Е зарегистрированы на основании решения Ялтинского горисполкома от 14 декабря 1992 года о№ 102(1) б утверждении проекта ввода в эксплуатацию.
Решением Ялтинского городского совета от 14 декабря 2007 года № 182 Арисову Г.Г. дано разрешение на разработку технической документации по землеустройству на земельный участок площадью 0,0474 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского совета.
6 октября 2015 года Арисовым Г.Г. в Департамент подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 727 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 30 декабря 2015 года № 3686-п Арисову Г.Г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 727 кв. м. в границах кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах населенного пункта из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» и предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
П. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
П. 3 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года № 44 (далее – Порядок № 44).
Согласно п. 2 Порядка № 44 обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом (п. 3 Порядка № 44).
В соответствии с п. 15 Порядка № 44 для утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 16 Порядка № 44 заявление об утверждении схемы расположения земельного участка должно содержать: 1) имя (наименование) заявителя; 2) просьбу об утверждении схемы расположения земельного участка; 3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; 4) сведения о месторасположении земельного участка, его площади и цели использования.
Орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным законом (п. 17 Порядка № 44).
В соответствии с п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования может быть обеспечена гражданином в случае возможности предоставления ему испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Основания предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрены п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом № 38-ЗРК установлен Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 66-ЗРК/2015 гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила ст. ст. 3 - 6 настоящего Закона (о предоставлении льготным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта) в отношении указанных случаев не применяются.
Из материалов дела следует, что Арисов Г.Г. претендует на предоставление ему земельного участка без проведения торгов по основаниям пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, как собственник жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в связи с чем обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения этого земельного участка.
В силу п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с п. п. 3 и 4 данных требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
П. 4 Порядка № 44 также предусмотрено, что при подготовке проекта межевания территории и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
кадастрового плана территории;
Схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 2004-р;
Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 855;
утвержденных документов территориального планирования соответствующих муниципальных образований;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
генерального плана (в границах населенного пункта);
землеустроительной документации;
положений об особо охраняемой природной территории;
материалов лесоустройства, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
лесохозяйственных регламентов;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 11 Порядка № 44 согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в п. п. 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
П. 12 Порядка № 44 предусмотрено, что согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района и в случае, если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного или водного фонда и особо охраняемых территорий, с органами, указанными в п. 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Органы, указанные в п. п. 11, 12 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют в уполномоченный орган ответ в форме письма, содержащего информацию относительно согласования или отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, а также информацию о соответствии или несоответствии схемы расположения земельного участка документам, указанным в п. 4, 5 настоящего Порядка.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность согласования со смежными землепользователями схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что в порядке межведомственного взаимодействия Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым Арисову Г.Г. согласована схема расположения земельного участка площадью 0,0727 га по адресу: <адрес> видом функционального использования «Жилая усадебная застройка», разрешенным использованием земельного участка «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)». При формировании данного ответа использовался Генеральный план г. Ялта, утвержденный решением Ялтинского городского совета от 27 ноября 2013 года № 33.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком была соблюдена процедура принятия оспариваемого истцом постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом при рассмотрении дела установлено, что администрация г. Ялты Республики Крым при принятии оспариваемого истцом постановления действовала в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением соответствующей процедуры принятия подобных решений.
Более того, оспариваемые истцом решение не нарушает ее прав, свобод и законных интересов, как собственника земельного участка, поскольку является лишь промежуточными документом, дающим лицу право на оформление в дальнейшем права собственности Арисова Г.Г. на земельный участок.
По смыслу ст. 11.10 ЗК РФ изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являются начальными этапами процедуры предоставления в порядке ст. 39.20 ЗК РФ земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости.
При этом в соответствии с действующим законодательством Арисов Г.Г. имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом.
В соответствии со ст. ст. 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, на стадии проведения кадастровых работ, составления межевого плана земельного участка.
Поскольку обжалуемое истцом постановление администрации г. Ялта Республики Крым принято в пределах полномочий ответчика, в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав, свобод и законных интересов истца, а изложенные в исковом заявлении доводы основаны на неправильном толковании закона, исковые требования Керимовой В.Н. необоснованны и удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Керимовой В. Н. к администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконными действий и постановления, отмене постановления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева