Решение по делу № 2-571/2017 от 13.03.2017

�ело № 2-571/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года г. Сокол,

Вологодская область

                 

Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.,

при секретаре Садковой М.С.,

с участием истца Устинова В.М.,

представителя ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности Громова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова В.М., Устиновой В.М., Устиновой Н.В. к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Устинов В.М., Устинова В.М., Устинова Н.В. обратились в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы») о защите прав потребителя. В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. В конце декабря 2016 года ответчик направил в их адрес уведомление и выставил счет на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета с указанием единовременной суммы 11 963 рубля 28 копеек и ежемесячного платежа в размере 199 рублей 39 копеек. На заявление жильцов дома о предоставлении МУП «Коммунальные системы» документов, подтверждающих расчет и сумму задолженности, получен отказ. Ссылаясь на нарушение прав потребителей, завышенный размер расходов на установку общедомовых приборов учета, непредоставление информации о проведении работ по установке общедомовых приборов учета, их стоимости, подрядной организации, полагая, что расходы по установке приборов учета подлежат возмещению управляющей компанией и за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, истцы просят суд признать действия ответчика по возложению на истцов обязанности оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета в <адрес> необоснованными и незаконными, обязать ответчика отказаться от исполнения обязательств в части возложения оплаты расходов по установке общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону; взыскать с ответчика в пользу истцов причиненный моральный вред в размере 1000 рублей каждому.

Определением судьи от 20 марта 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» (далее – ТСЖ «<данные изъяты>»).

В судебном заседании истец Устинов В.М. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в иске.

Истцы Устинова В.М., Устинова Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности Громов А.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представители третьих лиц ТСЖ «<данные изъяты>», ООО «Термоспод» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 27 ноября 2009 года, (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В первоначальной редакции части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении срок оснащения собственниками помещений в многоквартирных домах таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии был установлен до 01 января 2012 года. Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 26 июля 2011 года, указанный срок продлен до 01 июля 2012 года.

Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> (по 1/3 доле у каждого), что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность от 03 апреля 2002 года, свидетельствами о государственной регистрации права.

Многоквартирный жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона об энергосбережении, ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту непризнан.

В указанном доме в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений обязаны были в срок до 01 июля 2012 года установить общедомовой прибор учета тепловой энергии и холодной воды, что сделано не было.

В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, которые в нарушение требований части 5 настоящей статьи не были оснащены указанными приборами учета в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Установлено, что организацией, которая осуществляет водоснабжение и теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: <адрес> является МУП «Коммунальные системы». Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в предусмотренный законом срок (до 01 июля 2012 года) обязанность по оснащению дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и тепловой энергии не исполнена, МУП «Коммунальные системы» как организация, осуществляющая водоснабжение и теплоснабжение дома, было обязано самостоятельно совершить действия по оснащению такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и тепловой энергии.

Согласно пункту 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Поскольку в рассматриваемом деле расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды и тепловой энергии не входят в состав платы за содержание жилого помещения и(или) в размер обязательного платежа члена ТСЖ на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, с требованиями об обжаловании выставленного счета с обоснованием позиции о завышенном размере расходов истцы в суд не обращались, суд, с учетом положений приведенных правовых норм, не усматривает оснований для освобождения истцов от обязанности возместить МУП «Коммунальные системы» расходы по установке общедомовых приборов учета и признания действий ответчика по выставлению счетов на возмещение данных расходов незаконными.

Доводы истцов о том, что расходы подлежат возмещению за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, суд считает несостоятельными, так финансирование работ по установке и капительному ремонту общедомовых приборов учета в доме <адрес> за счет средств указанных фондов в рамках областной программы капитального ремонта не предусмотрено.

В подтверждение исполнения обязательств по информированию управляющих компаний, ТСЖ, собственников жилых помещений о необходимости оснащения многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета МУП «Коммунальные системы» представило суду копии протоколов совещаний, проводимых при администрации г. Сокола в течение 2011-2013 года с представителями управляющих компаний, в том числе по вопросу установки общедомовых приборов учета, копию предложения МУП «Коммунальные системы» собственникам помещений, управляющим компаниям и ТСЖ по установке приборов, распечатки из средств массовой информации, что свидетельствует о том, что со стороны ответчика принимались меры по информированию населения города Сокола о необходимости исполнитель требования Закона об энергосбережении. При этом обязанность по персональному информированию каждого собственника жилого помещения Закон об энергоснабжении не предусматривает.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что истцы самостоятельно к ответчику с требованием предоставить документы по установке общедомовых приборов учета не обращались, договор меду истцами и ответчиком по установке приборов учета не заключался, суд не усматривает со стороны ответчика нарушения прав потребителей и не находит в связи с этим правовых оснований для взыскания с него в пользу истцов компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах исковые требования Устинова В.М., Устиновой В.М., Устиновой Н.В. о защите прав потребителей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Устинова В.М., Устиновой В.М., Устиновой Н.В. к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Вахрушева

В окончательной форме решение изготовлено 02 мая 2017 года.

2-571/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Устинова В.М.
Устинов В.М.
Устинова Н.В.
Ответчики
МУП "Коммунальные системы"
Другие
ООО "Термоспод"
ТСЖ "Советская-78"
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Дело на странице суда
sokolsky.vld.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2017Предварительное судебное заседание
24.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее