Дело № 2а-585/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителей:
административного истца – Долованюк Т.С., доверенность № 3-3231 от 13.08.2015,
административного ответчика – Гросс К.В., доверенность б/н от 07.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сакко М.И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Сакко М.И. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа в регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимость принадлежащего ей складского помещения литера «А», расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, 33, кадастровый №; понуждении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности Сакко М.И. в Едином государственном реестре прав на недвижимость на вышеуказанное недвижимое имущество.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Федерального закона от 13.07.20151 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», выразившимся в незаконном отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Сакко М.И. является собственником нежилого складского здания, расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, 33, что подтверждается регистрационной надписью ГКП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» на правоустанавливающем документе – договоре мены № 1388 от 07.03.2003.
22.01.2015 указанное здание поставлено на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом здания № 91/12/15-4897.
06.12.2016 представитель истца обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в соответствии с требованиями российского законодательства.
30.01.2017 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано в государственной регистрации права собственности на складское здание, расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, 33, литера «А», о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации №.
Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило наличие сведений, предоставленных Нотариальной палатой города Севастополя, о регистрации 02.10.2008 запрещения частным нотариусом Севастопольского государственного нотариального округа Кравченко У.А. на вышеуказанный объект недвижимости. По информации нотариуса города Севастополя Молошниковой А.Н. сведений о снятии указанного запрещения не имеется.
В государственной регистрации права собственности отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Судом установлено, что представителем истца Алиева И.Э. на государственную регистрацию складского здания, расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, 33 были представлены договор мены № 1388 от 07.03.2003 с регистрационной надписью и соглашение о внесении изменений в договор мены № 1955 от 26.03.2003.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В соответствии с перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, такими документами является заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, или вещное право на недвижимое имущество, или дубликат договора, или его архивная копия (в том числе договора аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества).
В обоснование отказа в государственной регистрации права в сообщении от 30.01.2017 № 91/001/175/2016-725 государственный регистратор ссылается на наличие обременения на недвижимое имущество, принадлежащее истцу на праве собственности, в виде ипотеки и регистрации указанного обременения частным нотариусом Севастопольского государственного нотариального округа.
Вместе с тем, каких-либо доказательств существования ипотеки на спорный объект недвижимости административным ответчиком суду не представлено, данные сведения в договоре мены и дополнительном соглашении к нему отсутствуют. По сведениям Нотариальной палаты города Севастополя, имеющимся в материалах реестрового дела, база с данными раздела «Аресты и запрещения» информационной системы «еНОТ» не является официальной базой запрещений и арестов РФ и восстанавливается по личной инициативе Нотариальной палаты города Севастополя согласно документам, хранящимся в архивах нотариусов города Севастополя, в связи с чем не может быть актуальной и носит информационный характер.
Кроме того, следует отметить, что государственным регистратором не приняты во внимание положения статьи 4 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014, согласно которым ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, а государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которое и обязано представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения) не утратили своей актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № 91/001/175/2016-725 от 30.01.2017 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – складское здание, расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, 33, литера «А».
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о понуждении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности Сакко М.И. в Едином государственном реестре прав на недвижимость на вышеуказанное недвижимое имущество по следующим основаниям.
В данном деле судебный контроль осуществляется в отношении решения органа публичной власти на предмет его правомерности по отказу в государственной регистрации права и по основаниям, указанным в обжалуемом решении, при этом вопрос наличия либо отсутствия иных оснований, препятствующих регистрации права, не исследовался.
А поскольку полномочия по государственной регистрации права собственности на недвижимость относятся к исключительной компетенции Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, суд считает, что надлежащим способом защиты прав истца, нарушенных решением ответчика, будет понуждение к повторному рассмотрению заявление представителя истца – Алиевой И.Э. о государственной регистрации права собственности от 06.12.2016 на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, д.33, литера «А», кадастровый №.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования частично.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 30.01.2017 № 91/001/175/2016-725 об отказе в государственной регистрации права собственности Сакко М.И. на складское помещение литера «А», расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, д.33, кадастровый №.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление представителя Сакко М.И. – Алиева И.Э. о государственной регистрации права собственности от 06.12.2016 на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Балаклавское шоссе, д.33, литера «А», кадастровый №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 02.05.2017.