22 июня 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием старшего помощника Воронежского транспортного прокурора Иванова Е.Е.,
представителя ответчика ОАО «РЖД», действующего на основании доверенности Игнатова 1ИО.,
представителя третьего лица администрации Панинского муниципального района Воронежской области Мищенко 2ИО.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Воронежского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Тулиново (свидетельство №), расположенной по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, д. 3К/2 пандусом в срок до 01.07.2018 года,
у с т а н о в и л :
Воронежский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Тулиново (свидетельство №), расположенной по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, д. 3К/2 пандусом в срок до 01.07.2018 года. Обосновывая заявленные требования, указывает, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о железнодорожном транспорте, о социальной защите инвалидов, о защите прав потребителей на железнодорожных платформах, остановочных пунктах, было установлено, что пассажирская платформа остановочного пункта ст. Тулиново не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. В связи с этим Воронежский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит (с учетом уточненного искового заявления) признать бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. Обязать ОАО «РЖД» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Тулиново (свидетельство №), расположенной по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, д. 3К/2 пандусом в срок до 01.07.2018 года.
Определением суда от 24.05.2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Пригородная пассажирская компания», Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, Администрация Панинского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании старший помощник Воронежского транспортного прокурора Иванов Е.Е. заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности Игнатов 1ИО., в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просит суд отказать в их удовлетворении. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Администрации Панинского муниципального района Воронежской области Мищенко 2ИО. в судебном заседании полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представители третьих лиц ВООООО «Всероссийское общество инвалидов», АО «Пригородная пассажирская компания», Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Воронежской транспортной прокуратурой в порядке надзора в период с 28.09.2016г. по 30.09.2016г. проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о железнодорожном транспорте, о социальной защите инвалидов, о защите прав потребителей на железнодорожных платформах, остановочных пунктах, было установлено, что пассажирская платформа остановочного пункта ст. Тулиново не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, что является нарушением п. 2 Правил перевозок, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта от 19 декабря 2013 № 473, в соответствии с которым перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что пассажирская платформа ст. Тулиново расположена по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, д. 3 К/2, находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», балансодержателем является Юго-Восточная дирекция пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств -филиала ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о регистрации права серия №. Целевое назначение объекта - обеспечение неопределенному кругу лиц доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования.
По сообщению от 19.05.2017 № 950/ЮВДПО начальника Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» пассажирская платформа остановочного пункта ст. Тулиново задействована в процессе перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по территории Юго-Восточной железной дороги.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По сообщению от 01.11.2016 № 112 председателя Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - ВООООО ВОИ) соглашений между ОАО «РЖД» и ВООООО ВОИ в отношении обустройств объектов (пассажирских платформ, остановочных пунктов) по Воронежской области для доступа маломобильных групп населения не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Свод правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)" (далее - СП 59.13330.2012), утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 и введенный в действие с 01.01.2013, является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенный для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН (пункт 7.4.9 Правил).
В соответствии с п. 4.1.14 Правил - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В свою очередь, отсутствие специальных устройств, обеспечивающих доступность для инвалидов пассажирской платформы, существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях.
По своему целевому назначению пандусы на лестничных сходах с платформ предназначены для обеспечения доступности платформ для лиц, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, влекущие необходимость использования инвалидных кресел.
Факт отсутствия на пассажирской платформе специальных устройств, обеспечивающих доступ инвалидов, свидетельствует о бездействии ОАО "РЖД", влекущем нарушение гарантированных законом прав маломобильных групп населения на получение услуги перевозки железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Доводы ответчика о том, что ст. 80 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ не применимы к данным правоотношениям, так как спорная платформа введена в эксплуатацию до принятия указанных актов, несостоятельны, поскольку данные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время, несмотря на то, что являющиеся предметом рассмотрения платформы не являются ни вновь вводимыми, ни прошедшими реконструкцию либо модернизацию.
Кроме того, как статья 1 Устава, так и п. 3 Правил технической эксплуатации указывают на обязательность применения данных актов для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанных с организацией и осуществлением перевозочного процесса.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняемой работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке.
Пассажирские платформы находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи с чем они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Кроме того, пассажирская платформа является объектом социальной инфраструктуры, в связи с чем на указанном объекте должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов. В настоящее время беспрепятственный доступ на указанный объект инвалидам не обеспечен.
Поскольку ОАО "РЖД" оказывает услуги населению по перевозке пригородным железнодорожным транспортом, то требование об обязании ответчика произвести работы по оборудованию пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Тулиново является обоснованным.
Выполнение собственником обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у ответчика на то денежных средств, в связи с чем довод ответчика о том, что в бюджете организации не запланировано исполнение указанных работ и финансовых средств, предусмотренных инвестиционной программой, в том числе и для строительства объектов по искам прокуроров недостаточно, не может быть признан обоснованным.
Обоснованным суд находит и срок, в какой прокурор просит устранить ответчиком нарушения, т.к. ответчик в этой части каких-либо возражений не заявлял, доказательств их обосновывающих не предоставлял.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В связи с тем, что пассажиров инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, ежедневно осуществляющих посадку-высадку с вышеуказанной платформы остановочного пункта индивидуализировать не представляется возможным, круг данных лиц не определен.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчисления, установленным бюджетным законодательством РФ.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, с учетом размера удовлетворенных требований и положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
Обязать ОАО «РЖД» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Тулиново (свидетельство №), расположенной по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, д. 3К/2 пандусом в срок до 01.07.2018 года.
Взыскать с ОАО «РЖД» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционной представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 23.06.2017 года.