Решение по делу № 33-3186/2017 от 15.06.2017

Судья Бекмансурова З.М. Дело №33-3186/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой М.Р.,

судей Коробейниковой Л.Н., Нартдиновой Г.Р.,

при секретаре Вахрушевой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 10 июля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 15 мая 2017 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Болтачевой В. Д. об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, об обязании администрации муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Болтачевой В. Д. в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Глазова жилое помещение не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории МО «Город Глазов».

Обязать администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить с Болтачевой В. Д. договор найма специализированного жилого помещения после принятия решения Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Болтачева В.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, администрации МО «Город Глазов» о предоставлении жилого помещения в пределах г. Глазова по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее родителями были лишены родительских прав по решению Глазовского городского суда Удмуртской республики от 01 апреля 2004 года. Истец признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.

В судебном заседании истец Болтачева В.Д. на исковых требованиях наставала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях иск не признал, указал, что Законом Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. Истец включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении истцу жилого помещения. Статьей 7 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ, регулирующей предоставление жилого помещения детям-сиротам, а также указанным законом в целом, не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения, что связано с тем, что ранее такого вида жилищного фонда, как специализированный жилищный фонд для детей-сирот, не существовало в рамках законодательства РФ, поэтому в Удмуртской Республике не сегодняшний день указанный жилищный фонд находится на стадии формирования.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит не во внеочередном порядке, а на основании их заявления о предоставлении жилого помещения, в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Закон Удмуртской Республики №8-РЗ, вступивший в силу с 29 марта 2013 года, устанавливает, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются по заявлению, поданному в орган опеки и попечительства. Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Предоставление жилого помещения истцу вне зависимости от его очереди в вышеуказанном списке, повлечет нарушение прав других лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии со списком.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив в интересах законности решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что Болтачева В. Д. – истец по делу, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являлись: отец БДЮ, матерью БОВ.

Решением Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 01 апреля 2004 года БДЮ, БОВ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей БАД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Болтачевой В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Болтачева В.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включена в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ -Б, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено включении Министерством образования и науки Удмуртской Республики Болтачевой В.Д. в республиканский список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный вывод районного суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:

1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).

Установив, что истец является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, жилым помещением не обеспечена, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Удмуртской Республике, не исключена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Право истца на предоставление жилого помещения в <адрес>, т.е. по месту фактического проживания, подтверждено материалами гражданского дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета его очереди в списке, повлечет нарушение прав других лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии со списком, судебная коллегия находит несостоятельными.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено прохождением ими новой процедуры учета либо соблюдением какой-либо очередности. Возложение на указанных лиц такой обязанности не предусмотрено федеральным законом и приведет к нарушению их прав. Закон связывает наступление обязанности предоставить жилое помещение с наступлением соответствующих обстоятельств, которые по настоящему делу наступили, и не обусловливает такую обязанность очередностью.

Кроме того, судом установлено, что истец включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилое помещение, право на получение которого у истца возникло, истцу до настоящего времени уполномоченным органом Министерством образования и науки Удмуртской Республики не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд принял обоснованное решение о понуждении ответчика Министерство образования и науки Удмуртской Республики к предоставлению истцу жилого помещения.

Апелляционная жалоба Министерства образования и науки Удмуртской Республики не содержит доводов, являющихся основанием для отмены принятого решения.

В то же время судебная коллегия находит необоснованным удовлетворение требований истца к ответчику Администрации МО «г. Глазов» об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения.

Согласно пункту 2 статьи 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (пункт 3 статьи 100 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать, что после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.

В соответствии с частью 6 статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение (далее - наниматель), не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения и направляется в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня заключения.

В силу пункта 2 статьи 9, статей 10,11 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган местного самоуправления Администрация МО «город Глазов» наделена отдельными государственными полномочиями, в том числе по заключению с лицами, указанными в статье 2 данного Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом.

Администрация г. Глазова от исполнения возложенных на неё государственных полномочий не уклонялась. На момент обращения истца в суд жилое помещение истцу уполномоченным органом Министерством образования и науки Удмуртской Республики не предоставлено и не вынесено решение о предоставлении определенного жилого помещения, вследствие чего оснований и условий для заключения договора найма специализированного жилого помещения между Администрацией г. Глазова и истцом не имеется. На момент обращения истца в суд у Администрации г. Глазова не возникла обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения, и исполнить отдельные государственные полномочия в этой части Администрация г. Глазова не может.

При этом самостоятельную обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного фонда детям-сиротам и приравненной к ним категориям детей Администрация г. Глазова не несет.

Согласно статье 3 ГПК РФ целью обращения в суд является защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ответчиком Администрацией МО «г. Глазов» права истца на момент обращения в суд не нарушались и не нарушены, спора между истцом и указанным ответчиком не имеется, в связи с чем у истца отсутствовали основания для предъявления иска к указанному ответчику, что не было учтено судом первой инстанции при принятии решения.

Исходя из интересов законности и необходимости соблюдения правопорядка, решение суда в части, в которой удовлетворены требования к Администрации МО «г. Глазов» подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 15 мая 2017 года отменить в части, в которой удовлетворены исковые требования Болтачевой В. Д. к Администрации МО «город Глазов» о возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения после принятия решения Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики.

В этой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Болтачевой В. Д. к Администрации МО «город Глазов» о возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения после принятия решения Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:            

Судьи:

33-3186/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Болтачева В.Д.
Админ МО "Город Глазов"
Ответчики
Мин образован и науки УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Константинова Марина Рафаиловна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
10.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2017Передано в экспедицию
10.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее