Судья Сабрекова Е.А. Дело № 7-198/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске ДД.ММ.ГГГГ жалобу начальника Красногорского межрайонного отдела судебных приставов по Удмуртской Республике - К.М.П.
на решение судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Главы Администрации муниципального образования «Верх-Унинское» (далее- МО «<данные изъяты>») В.Н.В.,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением начальника Красногорского межрайонного отдела судебных приставов по Удмуртской Республике К.М.П. от ДД.ММ.ГГГГ Глава МО «<данные изъяты>» В.Н.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, начальник Красногорского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике обратилась с жалобой в Верховный Суд УР, в которой просит решение судьи отменить и дело направить на новое рассмотрение, поскольку считает, что требования судебного пристава-исполнителя неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ Главой МО «Верх-Унинское» В.Н.В. не исполнены в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а именно с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ, без уважительных причин.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры УР В.В.К., представителя начальника Красногорского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике – П.Н.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к выводу, что вынесенное решение судьи районного суда подлежит отмене.
Согласно ч.1 ст.17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что вступившим в законную силу решением Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию МО «<данные изъяты>» возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, находящихся в 400 метрах от школьной котельной в <адрес> в южном направлении; в отработанной части доронинского гравийного карьера в северном направлении; в 150 метрах от черты населенного пункта д. Антропиха в северном направлении; в 300 метрах от <адрес> в восточном направлении; в 100 метрах от <адрес> д.Шафеево в юго-восточном направлении, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках исполнительного производства, возбужденного на основании данного судебного решения, должнику было предложено добровольно исполнить судебное постановление в сроки, предусмотренные ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 22-ФЗ «Об исполнительном производстве».
29 августа 2014 года Администрация МО «<данные изъяты>» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи данное заявление было удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
По истечении указанного срока судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ заявление Администрации МО «<данные изъяты>» об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено частично, предоставлена отсрочка на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Судебным приставом-исполнителем Красногорского МРОСП Администрации МО «<данные изъяты>» вынесены: требование о предоставлении документов подтверждающих исполнение решения Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и предупреждение Администрации МО «<данные изъяты>» об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которые получены Главой Администрации МО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Однако требования должностного лица исполнены не были, в силу чего ДД.ММ.ГГГГ руководитель Администрации МО «<данные изъяты>» В.Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда указал, что должником по исполнительному производству является Администрация МО «Верх-Унинское» и соответственно Глава МО «Верх-Унинское» не может нести ответственность за юридическое лицо.
Указанные выводы судьи районного суда основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статья 1.4 КоАП Российской Федерации), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора. Следовательно, взыскание с должника исполнительского сбора и привлечение его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, осуществляется, за совершение различных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; руководство ее деятельностью осуществляется на принципах единоначалия главой местной администрации. Исходя из этого коллективные способы (формы) управления имеют в организации работы местной администрации факультативное значение, и не снимают с ее руководителя всей полноты ответственности за любые действия и решения, исходящие от данного органа местного самоуправления. Именно глава местной администрации, а не сама администрация, единолично - на основании занимаемой должности и без доверенности - является представителем муниципального образования и аккумулирует в своих руках полномочия местной администрации.
В соответствии с чч.1, 2 ст. 29 Устава Муниципального образования «Верх-Унинское» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1).
Глава муниципального образования возглавляет Администрацию и исполняет полномочия главы Администрации (ч.2).
Соответственно и административную ответственность за нарушение запретов, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, должен нести глава местной администрации, поскольку только от него зависит поведение возглавляемого им органа местного самоуправления.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда подлежит отмене, в связи с допущенными существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
решение судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» В.Н.В. - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Р.Р.Ахкямов