Решение по делу № 2-666/2017 от 19.06.2017

Дело № 2-666/2017 01 августа 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Залоговой А.П.

при секретаре Мамошиной М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк 01 августа 2017 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» о возложении обязанности по принятию решения по вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции

установил:

Государственная жилищная инспекция Архангельской области обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» о возложении обязанности по принятию решения по вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Требования мотивирует тем, что Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в ноябре 2016 года в администрацию МО «Плесецкий муниципальный район» направлены заключения о техническом состоянии жилых домов, а также заключения о техническом состоянии конструктивных элементов, составленных ГУП АО «Бюро технической инвентаризации» для рассмотрения на межведомственной комиссии МО «Плесецкий муниципальный район» о выявлении оснований для признания следующих многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу : в п. Оксовский - пер. Вокзальный, д. 4; пер. Вокзальный, д. 6; ул. Индустриальная, д. 18; ул. Индустриальная, д. 19; ул. Индустриальная, д. 22; ул. Индустриальная, д. 26; ул. Линейная, д 23; ул. Линейная, д 25; ул. Линейная, д 27; ул. Первомайская, д. 4; ул. Первомайская, д. 6; ул. Первомайская, д. 12; ул. Первомайская, д. 14; Новая, д. 3; в п. Булатово – ул. Садовая, д. 3; в п. Емца - ул. Островского, д. 33; ул. Островского, д. 35; ул. Палкина, д. 20; ул. Палкина, д. 25; ул. Партизанская, д. 2А; ул. Партизанская, д. 4; ул. Партизанская, д. 39; ул. Партизанская, д. 11А; в п. Обозерский - ул. Кирова д. 88. Однако в нарушение требований законодательства межведомственной комиссией до настоящего времени не принято ни одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения. Состояние конструкций указанных домов представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих там граждан, и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания. Просят обязать муниципальное образование «Плесецкий муниципальный район» в лице администрации в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» одно из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении вышеуказанных жилых домов.

Представитель истца Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя инспекции, исковые требования поддерживают.

Представитель ответчика администрации МО «Плесецкий район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленных возражениях указали, что до 31 декабря 2016 года на основании заключенных соглашений с МО «Оксовское» и МО «Емцовское» полномочия по вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции были возложены на поселения. Указанные вопросы отнесены к полномочиям МО «Плесецкий муниципальный район» только с 01 января 2017 года. Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создана в МО «Плесецкий муниципальный район» 10 января 2017 года. По вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в МО «Обозерское» администрация МО «Плесецкий муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком, поскольку МО «Обозерское» является городским поселением, полномочия в отношении муниципального жилья осуществляет самостоятельно.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 № 110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор соблюдения обязательных требований участниками правоотношений в жилищной сфере.

Согласно п.п. 4 п. 8 указанного положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области к полномочиям инспекции отнесено внесение заключений в межведомственную комиссию о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее — Положение № 47) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для, оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 46 Положения № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения № 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно пункту 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Перечень решений, которых комиссия может принять по результатам работы, является исчерпывающим.

Как установлено судом при рассмотрении дела, Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в администрацию муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» 24 ноября 2016 года направлены заключения о техническом состоянии жилых домов, а также заключения о техническом состоянии конструктивных элементов, составленных ГУП АО «Бюро технической инвентаризации» для рассмотрения на межведомственной комиссии МО «Плесецкий муниципальный район» о выявлении оснований для признания следующих многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу :

на территории МО «Оксовское» - п. Булатово, ул. Садовая, д. 3; п. Оксовский, пер. Вокзальный, д. 4; п. Оксовский, пер. Вокзальный, д. 6; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 18; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 19; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 22; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 26; п. Оксовский, ул. Линейная, д 23; п. Оксовский, ул. Линейная, д 25; п. Оксовский, ул. Линейная, д 27; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 4; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 6; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 12; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 14; п. Оксовский, ул. Новая, д. 3 ;

на территории МО «Емцовское» - п. Емца, ул. Островского, д. 33; п. Емца, ул. Островского, д. 35; п. Емца, ул. Палкина, д. 20; п. Емца, ул. Палкина, д. 25; п. Емца, ул. Партизанская, д. 2А; п. Емца, ул. Партизанская, д. 4; п. Емца, ул. Партизанская, д. 39; п. Емца, ул. Партизанская, д. 11А ;

на территории МО «Обозерское» - п. Обозерский, ул. Кирова д. 88.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14, части 4 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Администрация муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» является одним из органов местного самоуправления муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» и обладает правами юридического лица (статья 1 и пункт 3 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Плесецкий муниципальный район»).

Постановлением и.о. главы администрации от 10 января 2017 года № 04-па, на территории МО «Плесецкий район» создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Плесецким районным судом», которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

Как установлено судом, жилищная инспекция в ходе обследования спорных жилых домов выявила факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома. По результатам обследования инспекцией составлены заключения, которые направлены в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.

В нарушение требований законодательства межведомственной комиссией до настоящего времени не принято ни одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения.

Как указано в пунктах 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 части 1 статьи 14)

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14)

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 ( за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1).

Как указано в части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Как следует из 18 закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», статьи 2 Устава МО «Плесецкий муниципальный район» Плесецкий район (административный центр - рабочий поселок Плесецк) наделен статусом муниципального района.

В состав Плесецкого муниципального района входят городские и сельские поселения.

Статусом городских поселений наделяются Обозерское (административный центр - рабочий поселок Обозерский).

Статусом сельских поселений наделяются Емцовское (административный центр - поселок Емца), Оксовское (административный центр - поселок Оксовский).

Как следует из материалов дела, согласно заключенных соглашений от 29 декабря 2015 года №17 между органом местного самоуправления муниципального района и органом самоуправления поселения МО «Оксовское» о передаче осуществления части полномочий и соглашения от 25 декабря 2015 года № 3/24 между органом местного самоуправления муниципального района и органом самоуправления поселения МО «Емцовское» о передаче осуществления части полномочий, полномочия по решению вопросов местного значения в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, полномочий по вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 31 декабря 2016 года были возложены на поселения.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что муниципальное образование «Оксовское» и муниципальное образование «Емцовское» имеют статус сельских поселений, срок полномочий по вопросу признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции установленных соглашениями между муниципальными образованиями истек 31 декабря 2016 года. Поэтому требования истца в части принятия межведомственной комиссией МО «Плесецкий муниципальный район» одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в отношении спорных жилых домов, находящихся на территории указанных муниципальных образований подлежат удовлетворению.

Оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанностей на межведомственную комиссию МО «Плесецкий муниципальный район» о принятии одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в отношении жилого дома по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Обозерский, ул. Кирова д. 88 не имеется, поскольку многоквартирный жилой дом расположен на территории городского поселения МО «Обозерское». В силу пунктов 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия в отношении муниципального жилья муниципальное образование «Обозерское» осуществляет самостоятельно.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом количества многоквартирных жилых домов, подлежащих обследованию межведомственной комиссией, их территориального расположения, суд считает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения судебного решения с момента вступления его в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Плесецкий муниципальный район», в лице администрации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» одно из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении следующих многоквартирных жилых домов:

на территории МО «Оксовское» - п. Булатово, ул. Садовая, д. 3; п. Оксовский, пер. Вокзальный, д. 4; п. Оксовский, пер. Вокзальный, д. 6; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 18; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 19; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 22; п. Оксовский, ул. Индустриальная, д. 26; п. Оксовский, ул. Линейная, д 23; п. Оксовский, ул. Линейная, д 25; п. Оксовский, ул. Линейная, д 27; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 4; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 6; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 12; п. Оксовский, ул. Первомайская, д. 14; п. Оксовский, ул. Новая, д. 3 ;

на территории МО «Емцовское» - п. Емца, ул. Островского, д. 33; п. Емца, ул. Островского, д. 35; п. Емца, ул. Палкина, д. 20; п. Емца, ул. Палкина, д. 25; п. Емца, ул. Партизанская, д. 2А; п. Емца, ул. Партизанская, д. 4; п. Емца, ул. Партизанская, д. 39; п. Емца, ул. Партизанская, д. 11А ;

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 04 августа 2017 года.

Председательствующий: А.П.Залогова

2-666/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Ответчики
администрация МО "Плесецкий муниципальный район"
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
19.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2017Передача материалов судье
19.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2017Судебное заседание
04.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее