Решение по делу № 2-488/2017 от 13.03.2017

Дело № 2-488/2017

Решение

Именем Российской Федерации

27 апреля 2017 года                                       город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                 Милошенко Н.В.,

при секретаре                                  Реент Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Мартыновскому ... об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Балаклавского района г. Севастополя обратился в суд с настоящим иском к ответчику об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что 14.05.2010 на имя Ляшковой Натальи Васильевны выдан государственный акт ЯИ № 069297 на право собственности на земельный участок, общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ... для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений. По договору купли-продажи от 07.09.2010 года право собственности на указанный земельный участок приобрел Мартыновский ....

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 21.03.2016 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с присвоением кадастрового номера .... Кадастровая стоимость земельного участка составляет 3813690,00 руб.

На основании договора купли-продажи от 07.08.2014 право собственности на указанный земельный участок возникло у Мартыновского ....

Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжение о передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье» Севастопольской городской государственной администрацией

в установленном законом порядке не издавалось, а, следовательно, выбыло из владения города Севастополя помимо его воли.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на ч. 3 ст. 1,                         ст. ст. 12, 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. ст. 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона города Севастополя «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» № 3-ЗС от 23.04.2014, Закон города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, ст. 34 Устава города Севастополя, ст. ст. 23, 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014, Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, постановление Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, ст. ст. 116, 118, 123, 125, ст. 186-1, а также п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Указав, что при предоставлении земельных участков в собственность физическим лицам допущен ряд нарушений земельного законодательства, было установлено, что в настоящее время правоустанавливающих документов – распоряжения о передаче в собственность земельного участка – Ляшковой Н.В. отсутствует, документы не издавались.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил заявление о рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Ответчик Мартыновский Р.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Представил письменные возражения согласно которым возражал против удовлетворения заявленных исковых требований согласно которым полагает, что ретроспективное применение к возникшим на основании договора купли-продажи земельного участка от 07 сентября 2010 года в соответствии с законодательством Украины правоотношениям недопустимо, поскольку противоречит принципу правовой определенности. Договор купли-продажи заключен в соответствии с законодательством Украины, никогда не признавался недействительным в установленном законодательством Украины порядке. Переход права собственности был зарегистрирован в Поземельной книге 21.10.2010, о чем имеется соответствующая отметка на государственном акте. Полагает, что законных оснований для удовлетворения требований не имеется. Просил к заявленным требованиям применить срок исковой давности,

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой.

Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 113 ГПК РФ).

Как следует из почтового идентификатора ответчик Мартыновский Р.Ю. получил извещение и копию искового заявления прокурора Балаклавского района, в связи с чем с учетом размещения судом на официальном сайте Балаклавского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о времени и месте рассмотрения дела, суд полагает, что ответчика Мартыновского Р.Ю. следует считать надлежаще извещенным о слушании дела, что соответствует требованиями ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ. Кроме того, извещение о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации Мартыновского Р.Ю. получено членом его семьи, о чем свидетельствует уведомление, имеющееся в материалах дела.

Третье лицо Ляшкова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. Представитель Ляшковой Н.В. – Гуменюк М.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, представила суду ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду занятости в рассмотрении другого гражданского дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

Нормами ст. 167 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая, что третьим лицом, представителем третьего лица, не представлены надлежащие доказательства уважительности неявки в судебное заседание, суд счел возможным рассмотреть дело без участия не явившегося третьего лица, представителя третьего лица по материалам, имеющимся в деле, полагая, что представленных материалов достаточно для рассмотрения дела по существу.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (21.03.2014 года), регулировались законодательством Украины.

Согласно статье 116 Земельного Кодекса Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на имя Ляшковой ... 14.05.2010 выдан государственный акт ЯИ № 069297 на право собственности на земельный участок, общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ..., для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.

На основании договора купли-продажи от 07.09.2010 право собственности на указанный земельный участок приобрел Мартыновский ....

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 21.03.2016 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с присвоением кадастрового номера ....

Правовым основанием для указанных действий послужило предоставление гражданам копий распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 960-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в         ..., датированное 02.04.2010.

Судом установлено, что на основании указанного распоряжения, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственный кадастр недвижимости внесены сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости – спорном земельном участке.

Согласно постановлению Правительства Севастополя от 07.08.2014                  № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 01 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.

Таким образом, документом, который подтверждал бы право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., может являться распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в г. Севастополе, по ул. Кирова обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье» (далее – распоряжение от 02.04.2010 № 960-р).

Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, что распоряжение о передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье» от 02.04.2010 № 960-р Севастопольской городской государственной администрации не издавалось, а распоряжение от 02.04.2010 № 960-р в действительности касается предоставления разрешения ЗАО «Стивидорной компании «Авлита» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в Нахимовском районе г. Севастополя.

При этом подлинное распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «О предоставлении разрешения ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» на разработку проекта землеустройства касательно передачи в аренду земельного участка в районе станции «Мекензиевые горы» для реконструкции пассажирского парка станции» изготовлено на бланке № 001436.

Также, согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» исх. № 1871/з от 24.11.2016 по запросу прокуратуры Балаклавского района, в архивном фонде СГГА за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «О предоставлении разрешения ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» на разработку проекта землеустройства касательно передачи в аренду земельного участка в районе станции «Мекензиевые горы» для реконструкции пассажирского парка станции» изготовлено на бланке № 001436, а также документы, на основании которых оно издано.

В документах архивного фонда СГГА за 2010 год распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в ... обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье» (бланк № 001556), не имеется.

Также, в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в деле «Севастопольская городская государственная администрация. Распоряжения. 2010 год. Часть 1. № 05-р от 04.01.2010 - № 1869-р от 21.09.2010» документа «Распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в г. Севастополе, по ул. Кирова обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье» (бланк № 001556), не имеется.

Доводы, изложенные в иске прокурора, также подтверждаются тем, что приложения к распоряжению председателя Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 960-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в ... обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье», а именно документы (проект землеустройства, заявления ОК «ЖСКИЗ «Побережье» и граждан-членов кооператива), послуживших основанием для издания указанного распоряжения, отсутствуют.

Кроме того, из копии журнала регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной, находящегося в архиве г. Севастополя, следует, что бланк № 001556 выдан 06.04.2010. При этом все изученные в ходе судебного заседания распоряжения СГГА № 960-р датированы 02.04.2010, то есть за 4 дня до выдачи бланка.

При рассмотрении дела также установлено, что копии распоряжения                 № 960-р от 02.04.2010, поданные гражданами - членами указанного кооператива в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для постановки на кадастровый учет и регистрации права согласно российскому законодательству в 2015-2016 годах, по содержанию и текстуально отличается друг от друга, что также, по мнению суда, подтверждает доводы истца о том, что вышеуказанное распоряжение о выделении гражданам-членам ОК «ЖСКИЗ «Побережье» не издавалось.

Так, в одном из распоряжений № 960-р от 02.04.2010 указано следующее: «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в г. Севастополе по ул. Кирова обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Побережье», то есть спорный участок, в числе других, предоставляется в собственность юридическому лицу.

Вместе с тем в аналогичном распоряжении № 960-р от 02.04.2010 на том же бланке, той же датой, под тем же номером указан текст следующего содержания: «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек расположенной в районе ... переданной гражданам Украины (членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительного товарищества индивидуальных застройщиков «Побережье»)». Таким образом, речь идет о передаче спорных участков уже в собственность физических лиц.

Кроме того в пункте 2 распоряжения, которым участки передаются в собственность граждан, определена категория земли жилой и общественной застройки для земельного участка площадью 1,3000 га, расположенного по ....

В рамках полномочий определенных Федеральным конституционным законом, Законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 24.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя».

В соответствии со статьей 1 Закона Севастополя № З-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствуют о том, что Севастопольской городской государственной администрации решение о передаче в собственность членам ОК «ЖСКИЗ «Побережье» земельных участков не принималось, спорный земельный участок, расположенный по адресу: ..., выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

Суд также полагает, что решение о передаче бесплатно в собственность граждан земельного участка, принимается уполномоченным на то органом.

При этом из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 ноября 1975 года № 361 «Об установлении новых районов в некоторых городам Украинской ССР» в г. Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года № 3/93 «О границах районов в г. Севастополе» утверждены границы Ленинского, Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского района. Согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 декабря 1995 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана г. Севастополя до 2025 года» спорный земельный участок находится в границах города Севастополя (Балаклавский район).

Исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что расположение спорных земельных участков отнесено к границам Балаклавского района города Севастополя, суд приходит к выводу о том, что вопрос о передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСКИЗ «Побережье» либо юридическому лицу ОК «ЖСКИЗ «Побережье» земельных участков, разрешен неуполномоченным на то лицо, то есть Севастопольской городской государственной администрацией, а не Севастопольским городским Советом.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, которые подтверждают обращение непосредственно третьего лица Ляшковой Н.В. с соответствующим заявлением в Севастопольский городской Совет с требованиями о выделении им бесплатно в собственность земельных участков, отсутствуют акт индивидуального действия - соответствующее решение сессии Севастопольского городского Совета о передаче в собственность спорных земельных участков.

Судом установлено, что проект землеустройства по отводу спорного земельного участка общей площадью 1,3 га, ОК «ЖСК индивидуальных застройщиков «Побережье», в установленном порядке не согласовывался.

Согласно ч. 4 ст. 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьёй 186-1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.

Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района – в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 ЗК Украины).

Более того, в случае издания Севастопольской городской государственной администрации распоряжения от 02.04.2010 № 960-р, оно бы нарушало требования ст. 134 Земельного кодекса Украины, которая предусматривает приобретение права собственности на указанный земельный участок, исключительно на конкурентных началах (земельных торгах).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Установлено, что спорный земельный участок, выбывший из государственной собственности вопреки действовавшему законодательству, на основании договора купли-продажи от 07 сентября 2010 года был отчужден Ляшковой Н.В. в пользу Мартыновского Р.Ю.

Добросовестность действий Мартыновского Р.Ю. не является препятствием к удовлетворению иска ввиду следующего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав «По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).

Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке статьи 302 ГК Российской Федерации с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск).

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

Статьёй 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя. Именно из приведённых положений следует право Правительства Севастополя на иск, направленный на защиту владения государственной собственностью.

Таким образом, поскольку Ляшкова Н.В. в установленном порядке право собственности на спорный земельный участок не приобрела, земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, в дальнейшем, совершив отчуждение земельного участка в пользу Мартыновского Р.Ю., этот объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения последнего приобретателя – Мартыновского Р.Ю. на основании статьи 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Кроме того, по существу спор между сторонами состоит в обосновании нашедшего своё подтверждение утверждения о том, что оснований для первичного приобретения права частной собственности на земельный участок не имелось, потому нахождение его во владении ответчика Мартыновского Р.Ю. нарушает право государственной собственности, ведь если надлежащим лицом, обладающим правомочием распоряжения имуществом, не совершалось юридически значимых действий по его отчуждению, это имущество является государственной собственностью города федерального значения Севастополя. При этом, суд учитывает, что фактически факт вынесения вышеуказанного распоряжения судом не установлен.

Таким образом, поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорные земельные участки у первоначальных собственников, совершивших их отчуждение в пользу ответчика, не имелось, то есть земельные участки выбыли из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Суд не соглашается с позицией ответчика о пропуске срока исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Правительство Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).

С учетом сведений, когда прокурор обратился с настоящим иском в суд, суд полагает, что указанное обращение имело место в пределах установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока.

Возражения ответчика в части того, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 960-р от 02 апреля 2010 года не отменено в судебном порядке не принимается судом во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что указанное распоряжение в отношении как ОК «ЖСКИЗ «Побережье» так и его членов не издавалось.

Иные возражения ответчика Мартыновского Р.Ю. в представленных письменных возражениях судом во внимание не принимаются, поскольку они не согласуются с требованиями вышеуказанного законодательства, которое принято судом во внимание при вынесении решения суда об удовлетворении требований.

С учетом вышеизложенного заявленные требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним наряду со сделками, актами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются также и вступившие в законную силу судебные акты.

Из приведенных норм следует, что решение суда, вступившее в законную силу, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является основанием для погашения записи о правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход бюджета города федерального значения Севастополя в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Мартыновскому ... об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения Мартыновского ... земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: ... кадастровый номер ... в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

Решение суда служит основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на земельный участок площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу:                          ... кадастровый номер ....

Взыскать с Мартыновского ... в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                         Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 02.05.2017

2-488/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Прокурор Балаклавского района города Севастополя
Ответчики
Мартыновский Р.Ю.
Другие
Ляшкова Н.В.
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
15.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017Подготовка дела (собеседование)
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее