Решение по делу № 2-460/2017 от 13.03.2017

Дело № 2-460/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Парфеновой Т.А.,

с участием истца Копосова А.Л. и его представителя Строганова Ю.А.,

представителя ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помариной Ю.А., по доверенности от 29.11.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску Копосова А.Л. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании оборудовать здание специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалида,

установил:

Копосов А.Л. обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании оборудовать входную группу подъезда №... по адресу ... и лестничный марш для доступа в подъезд и на первый этаж к квартире №... техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии со Сводом правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Требования мотивированы тем, что Копосов А.Л. является инвалидом ..., в связи с чем пользуется кресло-коляской активного типа. Истец зарегистрирован и проживает в квартире по адресу .... Входная группа во №... подъезд дома и лестничный марш на первый этаж, где находится квартира истца, не обеспечивают доступность жилого помещения и объектов городской инфраструктуры для инвалида.

В судебном заседании истец Копосов А.Л. и его представитель Строганов Ю.А. требования и доводы искового заявления поддержали.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помарина Ю.А. с иском не согласилась.

Представители третьих лиц ЭМУП «Жилкомхоз», Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Пунктами «ж», «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена социальная защита, включая социальное обеспечение и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 данного Федерального закона указано, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

В силу ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям: уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров.

Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям: наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров; при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами.

Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 x 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).

Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что входная группа и лестничный марш на первый этаж жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в квартиру, в которой он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Копосову А.Л. установлена ... группа инвалидности ..., для передвижения он вынужден пользоваться креслом-коляской.

Копосов А.Л. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной на первом этаже девятиэтажного жилого дома, по адресу ..., которая является общей собственностью его и ... Копосовой А.А.

Часть квартир жилого дома по адресу ... передана в собственность граждан, часть жилых и нежилых помещений являются муниципальной собственностью МО ГО «Сыктывкар». Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ЭМУП «Жилкомхоз».

Из объяснений сторон, а также из представленных в дело фотоматериалов следует, что входная группа подъезда №... и лестничный марш на первый этаж до места жительства инвалида-колясочника названного выше жилого дома оборудованы пандусом для подъема.

Учитывая характер заявленных требований, для разрешения которых необходимы специальные познания в области строительства, для выяснения вопроса о возможности оборудования входной группы и лестничного марша до места жительства инвалида-колясочника Копосова А.Л. - квартиры №..., расположенной на первом этаже по адресу ..., различными техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, судом была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от **.**.** №...-СЭГ имеющиеся пандус входной группы и пандус лестничного марша до места жительства истца – квартиры №... в подъезде №... по адресу ... не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, так как имеют уклон 1:2, вместо требуемого по нормам в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 уклона 1:20.

Техническая возможность оборудования входной группы и лестничного марша до места жительства Копосова А.Л. – квартиры №... техническими средствами реабилитации инвалидов, а именно наружным пандусом, внутренним пандусом и вертикальным подъемником в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации имеется.

Для этого следует разработать проект устройства наружного пандуса с уклоном 1:20 в металлическом исполнении с двойными поручнями друг под другом. Вход в подъезд следует выполнить через существующую дверь, которая в настоящее время ведет в несанкционированное подсобное помещение. В тамбуре следует выполнить новый дверной проем для доступа МГП. Доступ МГН из тамбура на отметку пола первого этажа на высоту 0,9 м с соблюдением нормативов можно выполнить с установкой подъемника. Для этого следует выполнить дверь с тамбура, выполнить наклонный пандус до отметки 0,200 (высота от пола тамбура 0,7 м), установить вертикальный подъемник. Высота от отметки подъемника до низа отметки лестничной площадки составит 1,4 м, что соответствует нормативу.

Для прохода остальных жильцов следует оставить лестницу шириной не менее 1,05 м в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 п. 8.2, таблица 8.1. Ширина пандуса составит 0,75 м. На площадке следует выполнить откидной поручень, для того, чтобы перила лестницы были непрерывными.

Подъемник возможно применить с дистанционным пультом управления типа ПТУ-001В. Количество пультов управления заказывается по числу пользователей подъемником.

Можно установить вертикальный подъемник типа «...», выпускаемый ООО «...» по адресу ..., который можно заказать по требуемому размеру площадки.

Проанализировав содержание экспертизы, суд приходит к выводу, что она в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованных при проведении исследования справочных и нормативных документах, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

При таких обстоятельствах суд полагает, что экспертное заключение отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Доказательств, опровергающих заключение эксперта, суду не представлено.

Поскольку у суда не имелось оснований не доверять заключению эксперта, обладающего специальными познаниями и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, учитывая указанную в заключении судебно-строительной экспертизы от **.**.** возможность выполнения мероприятий по оборудованию входной группы и лестничного марша на первый этаж для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника, суд при рассмотрении заявленного истцом спора полагает, что имеются предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основания для понуждения ответчика осуществить оборудование входной группы и лестничного марша на первый этаж подъезда №... по адресу ... специальными техническими средствами реабилитации инвалидов. При этом суд исходит из того, что по делу представлены доказательства, свидетельствующие о том, что имеющиеся на входе в подъезд и на лестничном марше, где проживает инвалид-колясочник Копосов А.Л., приспособления в виде пандуса не обеспечивают беспрепятственный доступ истца к занимаемому жилому помещению и объектам городской инфраструктуры, поскольку не соответствуют требованиям действующей нормативно-технической документации.

Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и пункта 1 приложения № 3 к этому Постановлению жилищный фонд, в том числе здания и строения, отнесен к муниципальной собственности.

Уставом (ст.ст.53,54) муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предусмотрено, что Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар» - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в муниципальном образовании к населению, является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района. Администрация Эжвинского района в соответствии с законодательством и настоящим Уставом является юридическим лицом, муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом городского округа для содержания и организации работы администрации Эжвинского района, в пределах своих полномочий вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать, штампы, бланки, счета в уполномоченных организациях.

Вытекающая из перечисленных выше норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в силу переданных ей полномочий, несет бремя содержания данного имущества и обязана исполнять требования закона, вытекающие из такого владения. При этом, право на обеспечение доступности беспрепятственного пользования Копосовым А.Л. своим жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения, а гарантировано государством.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О, финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, учитывая, что право истца требовать принятия мер по обеспечению ему беспрепятственного доступа в жилое помещение нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости возложения предусмотренной законом обязанности по обеспечению доступа Копосова А.Л. в подъезд №... по адресу ... и в квартиру №... указанного дома путем оборудования входной группы и лестничного марша на первый этаж техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», которая являясь органом местного самоуправления, в силу ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязана создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым помещениям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Копосова А.Л. удовлетворить.

Обязать администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» оборудовать входную группу подъезда №... дома по адресу ... и лестничный марш на первый этаж для доступа Копосова А.Л. в подъезд и к квартире №..., техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту социальной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2017.

Судья Н.Ю. Санжаровская

2-460/2017

Категория:
Гражданские
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
16.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2017Судебное заседание
18.04.2017Судебное заседание
31.05.2017Производство по делу возобновлено
31.05.2017Судебное заседание
02.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2017Дело передано в архив
04.07.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее