№2-657/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в с.Выльгорт 21 сентября 2015 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Королевой Ю.С. к Власову Р.А., Власову А.В. о возложении обязанности по переносу фундамента с земельного участка,
установил:
Королева Ю.С. обратился в суд с иском к Власову Р.А., Власову А.В. о возложении обязанности перенести фундамент на предусмотренное нормативными актами расстояние. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>. Указанный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку ответчиков. При установке фундамента ответчики нарушили требования СНиП 30-02-97, и залили фундамент на расстоянии менее 3 м. от забора, расположенного на границе смежных земельных участков. 05.08.2014 администрацией сельского поселения «Выльгорт» установлено, что расстояние от ленточного фундамента до забора составляет менее 15 см., в связи с чем, ответчикам необходимо перенести фундамент строения до нормативного расстояния. Вместе с тем, ответчики самовольно изменили конфигурацию своего земельного участка, снесли забор, принадлежащий истцу, и установили новый забор на земельном участке, принадлежащем Королевой Ю.С. 25.03.2015 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» своим письмом уведомила, что Власову А.В. необходимо в срок до 01.07.2015 привести возводимые строения в соответствие со СНиП 30-02-97. Однако указанные требования остались ответчиком без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 22.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Порошкин В.В.
Истец Королева Ю.С. и её представитель Груздев О.А. в судебном заседании поддержали требования искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что актом осмотра земельного участка от 21.09.2015 комиссией администрации сельского поселения «Выльгорт» установлены допущенные ответчиками нарушения относительно места размещения фундамента, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными.
Ответчики Власов Р.А., Власов А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Представитель ответчика Власова А.В. – Юрковский О.А. с требованиями искового заявления не согласился, пояснив, что грубого нарушения прав истца не имеется, поскольку ответчиками не нарушаются право собственности Королевой Ю.С. Т.к. минимальное расстояние до соседнего забора составляло 0,15 м., ответчиками принято решение о смещении несущей стены на максимально возможное расстояние. В связи с чем, была залита дополнительная бетонная перемычка, которая позволила отодвинуть несущую стену дома от забора на расстояние 2,2 м. в самой ближней точке, 2,45 м. - в самой дальней точке, а на оставшейся части фундамента разместить элементы благоустройства. Не отрицал, что часть фундамента и стены расположены на расстоянии менее 3 метров от границы участка истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Порошкин В.В. поддержал требования искового заявления в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения «Выльгорт» Сахнюк Ю.В. поддержала требования искового заявления, пояснив, что ответчиками при установке фундамента допущены нарушения норм законодательства в области строительства.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.17, 18 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Согласно ч. 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=5D3FEA5FC5A707BC1536CE058939D76110B8B1206E40E283765CB45C5824036DAB097D904AD1FF8Ac3B5O ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствие со ст. 261 Гражданского кодекса РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пункт 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ предусматривает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с п. 4 ч. 2 названной статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Анализ приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что нормы действующего законодательства направлены на защиту правомочий пользования и распоряжения имуществом и предоставляет собственнику защиту от действий, не связанных с лишением владения. При этом поведение лица, создающее препятствия в осуществлении собственником указанных правомочий, презюмируется неправомерным.
Из материалов дела следует, что истец Королева Ю.С. является собственником <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>. <данные изъяты> доли указанного земельного участка принадлежат супругу истца Порошкину В.В. и несовершеннолетним детям <данные изъяты>
Участок Королевой Ю.С. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес> и принадлежащий ей на праве собственности, является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, и находящемуся на праве собственности Власова А.В.
Местоположение смежной границы между земельными участками истца и ответчика установлено, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости. Спор о местоположении данной границы земельных участков между сторонами отсутствует.
23.04.2010 Власовым А.В. в соответствие с разрешением на строительство № начато возведение строения на земельном участке, а именно залит фундамент для дома.
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Из содержания искового заявления, а также из пояснений истца и его представителя, изложенных в судебном заседании, следует, что в нарушение требований строительных норм и правил, ответчики залили фундамент на расстоянии менее 3 м. от забора, расположенного на границе смежных земельных участков.
Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, кроме всего прочего, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Таким образом, целью установления предельных размеров земельных участков заключается в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Вместе с тем установление минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, и максимального процента застройки в границах земельного участка позволяет защитить права собственников соседних земельных участков.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (абзац 4 пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 г.).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения, суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (п.46).
Пунктом 5.3.4. Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства», принятым постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №94 установлено, что до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухвартирного и блокированного дома – 3 метра.
В силу п. 7.1 Правил землепользования и застройки в сельском поселении «Выльгорт», утвержденных Советом сельского поселения «Выльгорт» 24.06.2014 №18/06-04-150, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства составляют: от индивидуального жилого дома до границы с соседним участком – 3 метра.
Кроме того, положениями градостроительного плана земельного участка от 23.04.2010 № с кадастровым номером №, утвержденного Власову А.В. администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», установлено, что размещение жилого дома необходимо предусмотреть на расстоянии не ближе 3 метров от границ соседних участков с соблюдением норм пожарной безопасности.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленного акта осмотра границ земельного участка, расположенного по адресу: с. Выльгорт, <адрес> составленного 21.09.2015 специалистами администрации сельского поселения «Выльгорт», следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен новый ленточный фундамент поверх старого ленточного фундамента. Расстояние от новой стены до забора, граничащего с земельным участком №, составляет от точки №3 - 2 м. 16 см., от точки №4 до забора - 2 м. 39 см. строящегося дома до вышеуказанного забора - 2 м. 30 см.
Суд принимает указанный документ в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего вышеуказанные юридически значимые для разрешения спора, поскольку он составлен лицами, которые являются специалистами в сфере землеустройства и градостроительства. Кроме того, стороной ответчика данный акт не оспаривался.
Таким образом, совокупность представленных истцом доказательств позволяет суду сделать вывод, что фундамент и стена установленные Власовым А.В., находится на расстоянии менее 3 метра от границ соседнего участка, что не соответствуют градостроительным, строительным и иным нормам и правилам, и создают реальную угрозу нарушения прав истца по владению земельным участком.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах и учитывая требования вышеприведенных норм закона и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Королевой Ю.С. требований о возложении обязанности на Власова А.В. обязанности перенести фундамент на расстояние не менее 3 метров от границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РК, Сыктывдинский район, <адрес>
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Королевой Ю.С. к Власову Р.А., поскольку нарушений прав со стороны указанного ответчика, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Возложить на Власова А.В. обязанность перенести фундамент, на расстояние не менее 3 метров от границы земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащего Королевой Ю.С..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2015.
Судья В.И. Сухопаров