Дело № 2а-364/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В. при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Броцман А. П. к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое
УСТАНОВИЛ:
Броцман А.П. обратился в суд с данным административным иском указывая, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, <дата> он обратился к административному ответчику с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. На данное заявление последовал отказ от <дата> № в выдаче решения о переводе по тому мотиву, что им не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Оспариваемое решение подлежит проверке на соответствие положениям п. 2 ст. 22, п.п. 5 п. 2 ст. 23 ЖК РФ. Просил суд признать незаконным отказ от <дата> № в выдаче решения о переводе жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> ул. промышленная <адрес>А в нежилое.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>», представитель заинтересованного лица- МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством»Администрации МО «<адрес>» не явились.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом мнения административного истца Броцман А.П., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых в суд не признана судом обязательной.
В судебном заседании истец Броцман А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что его обращение по вопросу перевода жилого помещения в нежилое связано с необходимостью подачи иска в арбитражный суд и избегания того, чтобы его штрафовали службы государственной регистрации. На него накладывают штрафы в связи с тем, что он не регистрирует право собственности на земельный участок, однако такой возможности у него нет. На земельный участок, на котором находится дом по <адрес>А претендовала железная дорога, однако им в Арбитражном суде отказали. Для разрешения вопроса по земельному участку и его оформления юрист посоветовал ему осуществить перевод жилого помещения в нежилое, для того, чтобы иски по участку рассматривались в Арбитражном суде. На данный момент он проживает в жилом помещении по <адрес>, как он будет использовать это помещение в дальнейшем, сказать не может. Полагает, что ответ, который дан ему администрацией является отказом в выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, решение МКУ от <дата> по его заявлению он не получал. При приеме документов специалист администрации не пояснял, что необходимо предоставлять проект, на следующий день ему позвонил тот же специалист и пояснил, что необходимо предоставить проект перепланировки. Он обратился к специалистам, которые устно ему пояснили, что в его случае проект перепланировки не нужен, поскольку он является собственником всего дома, на здание имеется технический паспорт. В администрацию он официальный документ о том, что перепланировка при переводе жилого помещения в нежилое не требуется не предоставлял, поскольку не знает где такой документ взять
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Сергеева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что направленный в адрес Броцман документ является уведомлением о необходимости предоставления им дополнительных документов- проекта переустройства (перепланировки) помещения. Для каких целей Броцман необходимо оформить переустройство неизвестно.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения требований Броцман А.П. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22 - 24).
Частью второй статьи 23 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения.
Согласно части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» № от <дата> утвержден административный регламент муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» на территории г Северобайкальск из пункта 1.2 которого следует, что данную услугу осуществляет администрация муниципального образования «<адрес>» в лице Комитета по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования «<адрес>».
В соответствии с п.п. 2.6 - 2.6.6 регламента при обращении за получением муниципальной услуги заявитель (в том числе уполномоченное лицо) предоставляет
заявление (приложения к настоящему регламенту). Заявление может быть заполнено от руки или машинным способом, распечатанным посредством электронных печатающих устройств.
копии правоустанавливающих документов на переводимое помещение (при предъявлении подлинника) либо копии, заверенные нотариально
план жилого помещения с его техническим описанием, технический паспорт (экспликация);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения работ переустройства и (или) перепланировки помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (не обязательный документ);
согласие всех собственников помещений на уменьшение размера общего имущества, при производстве работ с капитальной стеной дома (при пробивке проема), демонтаже системы отопления и т.п.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 2.6.3, 2.6.4., 2.6.5, 2.6.6., а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2.6.2
В соответствии с п. 2.7 Регламента от заявителя запрещается требовать: предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусматривается правовыми актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением муниципальной услуги и настоящим регламентом; - предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных органов и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Бурятия, муниципальными правовыми актами.
Согласно п.2.8 Регламента предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения включен в перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги:
В силу п.2.10 Регламента основаниями для отказа в переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение являются:
вступление в законную силу решения суда, ограничивающего право лица на проведение переустройства и (или) перепланировки указанного помещения;
непредставления документов определенных частью 2 статьи 23 Жилищного Кодекса РФ (п.2.6 настоящего Регламента), обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;
- предоставление документов в ненадлежащий орган;
- несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного Кодекса РФ условий перевода помещения;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства;
поступления в Комитет, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 3.3. Регламента установлен порядок рассмотрения поступивших документов и подготовки Решения, согласно которому сотрудник, уполномоченный на предоставление муниципальной услуги, рассматривая заявление и комплект документов:
устанавливает предмет обращения, личность заявителя и его полномочия, в том числе полномочия представителя действовать от его имени;
проверяет наличие всех необходимых документов исходя из соответствующего перечня документов, представляемых на предоставление муниципальной услуги их соответствие установленным требованиям в соответствии с перечнем настоящего Регламента;
проводит оценку поступивших документов от заявителей документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и <адрес>, строительным нормативам и правилам и нормативно-техническим документам;
в случае если помещение (многоквартирный дом) является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, в течение 5 дней с даты поступления заявления и документов направляет копии документов в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РБ для получения заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
подготавливает запросы в учреждения, участвующие в предоставлении муниципальной услуги
после получения ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия решения о переводе помещения, уведомляет заявителя в 3-хдневный срок о получении такого ответа, и предлагает заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;
при получении запрашиваемых документов от учреждений (если такие запросы делались) в 2-х дневный срок готовит проект Решения (уведомления) о согласовании или об отказе в согласовании перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» (приложение № к настоящему регламенту);
предоставляет проект Решения (уведомления) о согласовании или об отказе всогласовании перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и передает его председателю Комитета в течение 1 дня с момента представления;
председатель Комитета подписывает Решения (уведомления) о согласовании или об отказе в согласовании перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и передает его в порядке делопроизводства сотруднику, уполномоченному на регистрацию документа (сотрудник, уполномоченный на производство по заявлению) в течение 2-х дней с момента его представления;
В судебном заседании установлено, что Броцман А.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> с <дата>.
Согласно технического паспорта данное жилое помещение расположено в одноэтажном брусовом доме, жиля площадь составляет 79,3 кв.м., общая площадь 188,6 кв.м.
<дата> Броцман А.П. обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением, в котором просил дать ему разрешение на перевод жилого дома по адресу <адрес>А в нежилое помещение, к заявлению им были приложены копия свидетельства о регистрации права на дом, копия технического паспорта.
<дата> в адрес Броцман А.П. было направлено письмо № за подписью главы администрации МО «<адрес>» в котором сообщено, что при подаче заявления им не представлен документ: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Также в ответе Броцман А.П. сообщалось, что по указанным причинам выдать решение о переводе жилого помещения в нежилое не представляется возможным.
Как следует из исковых требования и пояснений административного истца полагая, что направленное в его адрес письмо № от <дата> является отказом в переводе жилого помещения в нежилое Броцман А.П. в частности ссылается на отсутствие необходимости в переустройстве и перепланировке жилого помещения.
Вместе с тем, из исследованных в судебном заседании документов установлено, что фактически на момент направления Броцман А.П. указанного письма его заявление с просьбой разрешить перевод жилого помещения по адресу <адрес> в нежилое находилось на рассмотрении в МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством». <дата> заявление Броцман было рассмотрено и по результатам его рассмотрения принято решение в форме уведомления об отказе в удовлетворении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом Броцман А.П. письмо за подписью главы Администрации «<адрес>» за № от <дата> не является документом об отказе в удовлетворения заявления Броцман А.П., и не повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца
Доводы Броцман А.П. о том, что при разрешении вопроса о переводе жилого помещения в нежилое необходимость в переустройстве либо перепланировке дома отсутствует суд считает не состоятельными по следующим основаниям
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Как установлено из пояснений истца в настоящее время жилой дом по адресу <адрес> используется им в соответствии с его назначением для фактического проживания. При этом также установлено, что фактически перевод жилого помещения в нежилое истцом осуществляется с необходимостью разрешения вопроса об оформлении права собственности на земельный участок, находящийся под домом. В связи с чем, в настоящее время возможность установить имеется ли необходимость переустройства или перепланировки жилого помещения при переводе его в нежилое не представляется возможным. Каких либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии необходимости переустройства или перепланировки жилого дома по <адрес> при переводе его в нежилое истцом не представлено.
На основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227,228, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Броцман А. П. к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме.
Решение принято в мотивированной форме 18 апреля 2017 года.
Судья: В.В.Атрашкевич