Дело № 2-3461/2016
Решение
Именем Российской Федерации
город Оренбург 13 июля 2016 года
Центральный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забияко Т.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
Забияко Т.А. обратилась в суд с названным выше иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области, указав, что с 1985 года являлась работником здравоохранения, работала в ГБУЗ <...> в должности медицинской сестры хирургического отделения, проживает в сельской местности и пользовалась до 01.01.2005г. льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. С 2005 года является пенсионеркой. За период с 01.07.2012г. по 29.02.2016г. ей в счет оплаты за отопление и освещение была выплачена компенсация в сумму 4960 руб., тогда как фактически за отопление и освещение было уплачено 732513 руб., в том числе освещение – 18407,48 руб. и за отопление – 54106 руб.
Просит суд взыскать с ответчика расходы в ее пользу, затраченные на оплату коммунальных услуг в размере 67 553 руб. 48 коп.
Истец Забияко Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ <...> Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29.06.2004 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов«Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное положение Основ признано утратившим силу с 01.01.2005 года.
Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Таким образом, до 01.01.2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 63 Основ, в новой редакции, определено, что решение вопросов социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. После 31.12.2004 г. при изменении порядка реализации льгот, предоставляющихся отдельным категориям граждан в натуральной форме до указанной даты, совокупный объем не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из конституционно-правого смысла, изложенного в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2007г. №383-0-П «По жалобе граждан А.В.Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ», установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон«Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и«Обобщих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению "льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных Прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо, льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В соответствии со ст. 153 приведенного ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 г. право на компенсации в натуральной форме или, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также указанная норма не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно- коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.; при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Вышедшие на пенсию медработники пользовались этими льготами в соответствии с п. 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», который предусматривал, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Указанное постановление признано недействующим на территории Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 г. № 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Феде актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год».
Какими-либо иными нормативно-правовыми актами вопросы предоставления 100% льгот по оплате жилья с отоплением и освещением вышедшим на пенсию медработникам урегулированы не были, действующим в настоящее время законодательством указанные льготы для данной категории также не предусмотрены.
Таким образом, за вышедшими на пенсию медицинскими работниками, работавшими и проживающими в сельской местности, право на бесплатное жилье с отоплением и освещением сохранялось при условии выхода на пенсию до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 г. № 625, признавшим не действующим на территории Российской Федерации постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», а за медработниками, вышедшими на пенсию после 14.10.2003 г. право на эти льготы не сохранилось.
Ежемесячная денежная выплата в размере 155 рублей, установленная Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301/-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", не является денежной заменой льготе, установленной частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленной на региональном уровне.
Из материалов дела следует, что Забияко Т.А. зарегистрирована и проживает в поселке <адрес> Оренбургской области.
За период с 01.07.2013 года по 29.02.2016 года Забияко Т.А. ГБУЗ <...> частично возмещены расходы по оплате коммунальных услуг в общей сумме 4960 рублей, т.е. 155 рублей ежемесячно.
Заверенной копией трудовой книжки подтверждено, что до 11 мая 2010 года Забияко Т.А. непрерывно работала на различных медицинских должностях в <...>, 11 мая 2010 года Забияко Т.А. уволена с занимаемой должности медсестры по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (инициатива работника).
Пенсионным удостоверением № подтверждено, что с 13 октября 2005 года Забияко Т.А. является получателем пенсии по старости пожизненно.
Поскольку Забияко Т.А. вышла на пенсию после 14 октября 2003 года, право на получение 100% льготы по оплате жилья с отоплением и освещением за ней не сохранилось.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований к удовлетворению исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Забияко Т.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.А. Наумова
Решение принято в окончательной форме 18 июля 2016 года.