Дело № 2а-649/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Басовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Уткиной Оксане Михайловне о взыскании обязательных платежей,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что Уткина О.М. до 30.12.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в связи с чем обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионной фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Из административного иска следует, что Уткина О.М. имеет задолженность по пеням в размере 6 595,32 рублей, ей предложено уплатить задолженность в добровольном порядке, о чем заказной почтой направлено требование от 26.09.2016, однако, данное требование не исполнено, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика обозначенную сумму. Одновременно административный истец просил суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Представитель административного истца, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на непризнание иска, поскольку административным истцом пропущен срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также Закон № 212-ФЗ).
С 01.01.2017 данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее также Закон № 250-ФЗ).
В соответствии с положениями части 1, 2 статьи 19 Закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования приведенных положений закона, учитывая, что предъявленная ко взысканию в рамках настоящего административного дела задолженность образовалась за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявленных требований следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 1 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, в связи с чем обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 8 статьи 16 названного закона установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности, включительно.
В силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанностей по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В судебном заседании установлено, что 15.11.2012 Уткина О.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. 30.12.2015 административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обязан был уплатить страховые взносы в срок до 14.01.2016.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) начислены пени в размере 6 595,32 рублей, в адрес административного ответчика направлено требование № 009S01160062155 от 26.09.2016 со сроком исполнения до 18.10.2016. Данное требование Уткиной О.М. в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая, что срок исполнения требования истек 18.10.2016, следовательно, с настоящим иском налоговый орган вправе был обратиться до 18.04.2017, однако из материалов дела следует, что административный истец подал иск 16 ноября 2017 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Проанализировав ходатайство административного ответчика о восстановлении срока для подачи административного иска, суд приходит к выводу, что оно содержит формальный характер без указания уважительных причин пропуска срока, в связи с чем суд считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключающими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 5 статьи 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Таким образом, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая