Гражданское дело №2-259/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 7 мая 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ремизовой Е.П., при секретаре Толкушкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копейкина ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГУ 3 отдел Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Обратившись в суд, Копейкин ФИО1 просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Свои требования истец мотивирует тем, что в квартире <адрес> он проживает на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года в связи с прохождением действительной военной службы по контракту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Военный городок, в котором находится указанная квартира, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. Квартира не является служебной, в приватизации он никогда ранее не участвовал, в связи с чем имеет право на получение в собственность занимаемое жилое помещение.
В судебном заседании истец Копейкин ФИО1. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным в иске основаниям, сослался на сложившуюся судебную практику. Полагает, что ордер №, выданный органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, а именно Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г.Красноярск-66, а не квартирно-эксплуатационной частью, подтверждает факт его вселения в спорную квартиру летом 2001 года на условиях социального найма, условия вселения с ним не оговаривались. Никаких препятствий к приватизации не имеет. Супруга истца ФИО2 вместе с детьми на регистрационном учете в спорной квартире не состоит, проживает по другому адресу, от участия в приватизации жилья она отказалась, о чем в деле имеется удостоверенное нотариусом заявление.
Третье лицо – ФИО3 действующая за себя и в интересах малолетних детей <данные изъяты> и <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просила рассмотреть дело в её отсутствие, подтвердила свой отказ от участия в приватизации.
Представители ответчика - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» ФИО4., ФИО5 ФИО6 в ходе досудебной подготовки представлены возражения против иска, они считали требования необоснованными. При этом в отзывах указали, что данное жилое помещение до настоящего времени сохраняет статус служебного жилья, из специализированного жилищного фонда не исключалось, предназначено для проживания исключительно военнослужащих, ни Министерство обороны РФ, ни ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» полномочиями в части передачи жилья в собственность граждан не наделялось., обязанности обеспечивать жильем лиц, не имеющих отношения к военной службе ответчики не имеют.
Ответчик – Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений МО РФ, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
Представитель ответчика - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ 3 отдел «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО7 считал требования необоснованными, также ссылаясь на служебный статус жилья, что указал в своем отзыве на иск.
Представитель третьего лица - ВЧ 14058 ФИО8, в возражении на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований, настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения, указал, что квартира расположена на территории военного городка Енисейск-1, постановлением администрации г. Енисейска № 386-п от 14.07.2000 г. весь жилищный фонд закрытого военного городка № 1 признан служебным. В муниципальную собственность жилье не передавалось, кроме того, квартира предназначена для проживания военнослужащих, проходящих службу в войсковой части № 14058.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.1,2 Закона Российской Федерации от 047.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В этой связи требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009)).
На основании ст. 4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 того же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Копейкину ФИО1 квартира <адрес> предоставлена на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №№ выданного Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г.Красноярск-66 на состав семьи - 1 человек, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты>.. Ордер выдан на основании решения исполкома депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем имеется соответствующая запись в ордере.
Выпиской из личного дела, а также данными трудовой книжки подтверждено, что Копейкин ФИО1 в связи с окончанием <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, был зачислен в списки Войсковой части №14058 с 28.07.2001 года <данные изъяты>, уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п.п. «б» п.1 ст. 51 Закона) – с 05.06.2006.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета № а также выписке из домовой книги, выданным управляющей компанией <данные изъяты> Копейкин ФИО1 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> с 07.05.2003 года, его супруга ФИО2. – с 22.10.2008 года, сыновья <данные изъяты> и <данные изъяты> с 22.10.2008 года. ФИО2 с детьми снята с регистрационного учета из спорной квартиры с 20.11.2014 года, и в настоящее время с малолетними сыновьями имеет регистрацию по другому адресу, о чем в материалы дела представлены копии свидетельств, выданных УФМС России по Красноярскому краю, копия паспорта на имя ФИО2 последняя участвовать в приватизации спорной квартиры не желает, о чем представила в материалы дела удостоверенное нотариусом заявление.
Как установлено судом при вселении в спорную квартиру Копейкину ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г. органом местного самоуправления г.Красноярск-66 был выдан ордер № с отметкой о том, что он является служебным. Кроме того, Постановлением Администрации города Енисейска №386-п от 14 июля 2000 г. все жилье, расположенное на территории военного городка №1 в г.Енисейске признано служебным.
Однако вывод представителей ответчиков о том, что спорная квартира была предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения, суд считает несостоятельным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст.ст. 101, 105, 106 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорную квартиру, жилое помещение включается в число служебных жилых помещений решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101). Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105).
С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса (ст. 106).
В силу ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 4) семьи военнослужащих.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и других), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80 и действовавшей в момент вселения истца в спорную квартиру (далее по тексту – Инструкция №80), предусматривалось, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией (п.1). В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения (п.3). Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п.5). Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения (п.6).
Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, закрепляются за теми воинскими частями гарнизона, в которых проходят военную службу проживающие в них военнослужащие и члены их семей (п.23). Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом. Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом (п.25). Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий (п.26). Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (п.32). Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (п.37). Заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. После оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему (лицу гражданского персонала Вооруженных Сил), которому предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по доверенности передает их под расписку представителям воинских частей для вручения лицам, которым предоставляется жилое помещение. Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района (п.40).
Исходя из вышеприведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение же данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок №1 в г. Енисейске.
Однако Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы РФ» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел «Красноярский край», в том числе и военный городок №1, из Перечня исключен.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцом жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Занимаемая квартира в момент ее предоставления являлась государственной собственностью и относилась к ведомственному жилищному фонту.
До настоящего времени квартира остается в федеральной собственности и в муниципальную собственность города Енисейска не передавалась.
В судебном заседании установлено, что Копейкину ФИО1. ордер с отметкой «служебный» выдан не Квартирно-эксплуатационной частью Красноярского района, как это предусмотрено Инструкцией №80, а органом местного самоуправления - исполнительным комитетом г.Красноярск-66. Договор найма служебного жилья на время службы с Копейкиным ФИО1 не заключался. В квартире Копейкин ФИО1 проживает более 10 лет, осуществляя все необходимые платежи. С 2006 года с момента увольнения и до настоящего времени требования о необходимости освобождения жилого помещения ему не предъявлялись.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи вышеприведенные доказательства, принимая во внимание положения Инструкции №80 от 15.02.2000 года, вышеприведенные нормы ЖК РСФСР, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение используется истцом на условиях социального найма и может быть передано ему в собственность.
Согласно справкам, выданным Отделом по вопросам имущественных отношений Администрации города Енисейска, <данные изъяты> филиалом ГУП «Тверское областное БТИ» (где истец проживал в <адрес> с 28.06.1978 по 18.04.2003), истец в приватизации участия не принимал. Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в собственности истца с 20.08.2008 года находилась на праве наследования по завещанию квартира в <адрес>, право прекращено ДД.ММ.ГГГГ. С 27.06.2008 года истцу на праве собственности принадлежала квартира в <адрес> на основании договора на долевое участие в строительстве жилого дома от 08.12.2006 года, право прекращено ДД.ММ.ГГГГ года. 27.11.2012 года на имя Копейкина ФИО1. зарегистрирован земельный участок, расположенный в <адрес> собственником которого истце является и в настоящее время.
Между тем приобретение названных выше жилых помещений в собственность и их отчуждение, наличие в собственности земельного участка, не является основанием для отказа в приватизации спорного жилого помещения, поскольку доказательств наличия у истца иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, либо приобретенных в порядке приватизации, ответчиками не представлено.
Выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии ВЧ 14058 Енисейского гарнизона от 07.12.2006 года подтверждено, что Копейкин ФИО1 был включен в список кандидатов на участие в Президентской программе ГЖС для получения сертификата на приобретение жилья для постоянного проживания в <данные изъяты>. В этом же протоколе указано, что Копейкин ФИО1 проживал в закрытом военном городке в однокомнатной квартире в <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что данная квартира имеет статус служебного жилья, в протоколе не отражено. Вместе с тем жилищной субсидии (жилищного сертификата) для приобретения жилья Копейкину ФИО1. не выделялось, что подтверждено ответом ФГУ «Центррегионжилье» от 20.08.2012, справкой ВЧ 14058.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 жилой дом №10, в котором находится квартира истцов, был передан ФГУ «Красноярская КЭЧ района» в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» на праве оперативного управления.
Учитывая то, что жилое помещение - квартира <адрес> в 2001 году предоставлена истцу в соответствии с действовавшим жилищным законодательством, относится к государственному жилищному фонду, истец вселен в спорную квартиру на основании решения органа местного самоуправления на условиях социального найма, истец ранее не принимал участия в приватизации жилья, его требования подлежат удовлетворению. У Копейкина ФИО1 возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения он возможности не имеет.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Спорная квартира имеет площадь <данные изъяты> кв.м, состоит на кадастровом учете, ей присвоен кадастровый номер №.
Надлежащими ответчиками по делу являются собственник жилья - Министерство обороны РФ, а также балансодержатель - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, владеющее спорным имуществом на праве оперативного управления.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2015 ░░░░