УИД 28RS0009-01-2020-000846-37
Дело №2-435/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.
при секретаре Мартель О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что согласно материалам исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа – Исполнительный лист ФС №011326302, выданного Ивановским районным судом по делу №2-755/2016 на основании вступившего в законную силу 26.09.2016 года судебного решения, в отношении администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения: обязать администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области предоставить Каменецкене Г.И. и совместно с ней проживающему Ситун А.Е. вне очереди из муниципального жилого фонда по договору социального найма изолированное жилое помещение, находящееся на территории села Среднебелая Ивановского района Амурской области, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 44 кв.м. 23.09.2020 года начальником отдела ОСП по Ивановскому району утверждено постановление №28009/20/724446 о взыскании исполнительского сбора с администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района, в размере 50000 рублей. Истец считает, что фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района отсутствуют в виду следующего. В рамках исполнения решения Ивановского районного суда от 22.08.2016 администрацией Среднебельского сельсовета с Каменецкене Г.И. заключен договор социального найма от 14.10.2016 и предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В рамках программы переселения граждан из аварийного жилого помещения, администрацией Ивановского района закупались квартиры для жильцов аварийного <адрес>. Распоряжением председателя КУИ Ивановского района от 30.09.2020 №278 <адрес> передана на баланс администрации Среднебельского сельсовета. 01.10.2020 года администрацией Среднебельского сельсовета направлено уведомление о возможности заключения договора социального найма на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>. Согласно расписке от 08.08.2020 Каменецкене Г.И. фактически проживает по адресу: <адрес>. Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Среднебельского сельсовета. Администрацией Среднебельского сельсовета были предприняты все возможные меры для исполнения решения суда, вина как должника в исполнительном производстве отсутствует. При таких обстоятельствах, взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об исполнительном производстве", просит суд освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району, утвержденного 23.09.2020г. №28009/20/724446.
В представленных суду письменных пояснениях от 26.10.2020 (исх.№1107) представителем истца – главой администрации Среднебельского сельсовета указано, что в рамках программы «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья на 2019 – 2025г.» администрация Ивановского района с июня по сентябрь 2020 года проводились конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений в рамках программы, в частности и для гр.Каменецкене Г.И. с последующей передачей данных объектов недвижимости на баланс администрации Среднебельского сельсовета. Все вышеуказанные процедуры по приобретению, регистрации в Росреестре и передаче объектов недвижимости на баланс администрации Среднебельского сельсовета занимают в среднем 1-2 месяца, что в свою очередь является объективной причиной невозможности своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В настоящее время решение Ивановского районного суда от 22.08.2016 исполнено, с гр.Каменецкене Г.И. заключен договор социального найма жилого помещения от 09.10.2020 №275.
Дело рассмотрено судом в силу ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: представителей истца администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района и ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП Амурской области, третьих лиц прокурора Ивановского района, Каменецкене Геноефы Иосифовны, Ситун Александра Евгеньевича и судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району Рыльцевой Светланы Вячеславовны, просивших о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик ОСП по Ивановскому району УФССП Амурской области и третье лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Ивановскому району Рыльцева Светлана Вячеславовна (должностное лицо, вынесшее постановление о взыскании исполнительского сбора) своей позиции относительно заявленного искового требования суду не представили.
Представитель третьего лица прокурора Ивановского района Амурской области – заместитель прокурора Ивановского района Колесников Евгений Александрович в принятой судом телефонограмме от 28.10.2020 года указал на несогласие с исковым требованиям в полном объёме, возражает против его удовлетворения.
Третье лицо Каменецкене Геноефа Иосифовна в письменном заявлении от 20.10.2020 указала, что рассмотрение вопроса об освобождении администрации Среднебельского сельсовета от исполнительского сбора оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо Ситун Александр Евгеньевич в письменном заявлении от 28.10.2020 указал, что возражений не имеет.
Суд, исследовав доводы искового заявления, изучив материалы настоящего дела и гражданского дела №2-755/2016 (по иску прокурора Ивановского района, действующего в защиту прав и законных интересов Каменецкене Геноефы Иосифовны, к администрации Среднебельского сельсовета об обязании предоставить жилое помещение), материалы исполнительного производства №27765/17/28009-ИП, с учётом мнения третьих лиц, приняв во внимание отсутствие возражений против иска со стороны ответчика, приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве").
На основании со ст.16 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока (ч.1). Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца (ч.2). Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока (ч.3). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (ч.6).
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (ч.3 ст.15 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 17 августа 2016 года по гражданскому делу №2-755/2016 (по иску прокурора Ивановского района, действующего в защиту прав и законных интересов Каменецкене Геноефы Иосифовны, к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма), вступившему в законную силу 26.09.2016, судом принято признание ответчиком администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области иска. Исковые требования прокурора Ивановского района, действующего в защиту прав и законных интересов Каменецкене Геноефы Иосифовны, к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, – удовлетворены. На администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность предоставить Каменецкене Геноефе Иосифовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и совместно с ней проживающему Ситун Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди из муниципального жилищного фонда по договору социального найма изолированное жилое помещение, находящееся на территории Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 44 кв.м.
Исполнительный лист по гражданскому делу №2-755/2016 (серия ФС №011326302) в отношении должника Администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области был выдан 26.09.2016, направлен в адрес прокуратуры Ивановского района 27.09.2016 сопроводительным письмом (исх.№20139).
Согласно материалам исполнительного производства №27765/17/28009-ИП, на основании данного исполнительного листа (серия ФС №011326302), поданного 06.10.2016 заместителем прокурора Ивановского района на принудительное исполнение, постановлением от 08.10.2016 судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Родионовой В.А. возбуждено исполнительное производство №14745/16/28009-ИП.
Требованием от 08.10.2016 судебного пристава – исполнителя к исполнительному производству №14745/16/28009-ИП, администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области уведомлена о необходимости в срок до 25.10.2016 предоставить в ОСП по Ивановскому району документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Согласно представленных должником администрацией Среднебельского сельсовета судебному приставу – исполнителю во исполнение данного требования документов, в сопроводительном письме от 17.10.2016 исх.№821 указывалось о заключении с Каменецкене Г.И. договора социального найма жилого помещения от 14.10.2016 на <адрес> по ул.<адрес>, которая является жилым помещением, пригодным для проживания, благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью 44,32 кв.м.
При этом были также предоставлены копии: заявления Каменецкене Г.И. от 11.10.2016 (с просьбой расторгнуть договор социального найма на <адрес> по ул.<адрес>, и заключить договор социального найма на <адрес> по ул.<адрес>, составом семьи: глава – Каменецкене Г.И., внук – Ситун А.Е.; с указанием, что претензий к администрации Среднебельского сельсовета по <адрес> не имеет, квартира её устраивает); постановления администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от 13.10.2016 №129 «О расторжении договора социального найма жилого помещения» (которым постановлено расторгнуть договор социального найма на <адрес> по адресу: ул.<адрес>); постановления администрации Среднебельского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора социального найма жилого помещения» (которым на основании решения Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и заявления Каменецкене Г.И., в силу ст.82 ЖК РФ постановлено заключить договор социального найма на <адрес> по адресу: <адрес>, на состав семьи: глава – Каменецкене Г.И. и внук – Ситун А.Е.); договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Среднебельского сельсовета (наймодатель) и Каменецкене Г.И. (наниматель) (которым наймодателем передано нанимателю и членам его семьи (внук Ситун А.Е.) в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 44,32 кв.м по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, для дальнейшего проживания в нём).
Постановлением от 10.11.2016 №28009/16/54386 судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионовой В.А. исполнительное производство №14745/16/28009-ИП было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Войтовой О.Е. от 15.11.2017 №28009/17/112826 отменено постановление судебного пристава – исполнителя от 10.11.2016 об окончании исполнительного производства №14745/16/28009-ИП, постановлено возобновить исполнительное производство, которое зарегистрировано с номером 277851/17/28009-ИП, принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
15 ноября 2017 года судебным приставом – исполнителем Родионовой В.А. вынесено требование №28009/17/112829, которым администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области уведомлялась о необходимости в срок до 30.11.2017 предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда.
16.11.2017 администрацией Среднебельского сельсовета во исполнение данного требования судебному приставу – исполнителю было направлено письмо (исх.№960) с информацией о том, что 14.10.2016 Каменецкене Г.И. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, в связи с отсутствием свободных муниципальных квартир; данный договор заключен после расторжения договора на <адрес> по ул.<адрес>, Каменецкене Г.И. подписала заявление о том, что её полностью удовлетворяет <адрес> по ул.<адрес> в <адрес> признан аварийным 21.09.2015. В настоящее время на территории муниципального образования Среднебельский сельсовета отсутствуют свободные муниципальные квартиры, отвечающие санитарным и техническим требованиям. При этом, помимо ранее предоставленных документов, судебному приставу – исполнителю были предоставлены копии: выписки из Журнала регистрации письменных обращений граждан в администрацию Среднебельского сельсовета (где под порядковым № имеется запись о поступлении ДД.ММ.ГГГГ от Каменецкене Г.И. заявления о расторжении договора социального найма на <адрес> заключение договора социального найма на <адрес> по ул.<адрес>, 10); акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № (которыми многоквартирный жилой <адрес> по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку капитальный ремонт 60-ти квартирного дома нецелесообразен, в связи с тем, что затраты на капитальный ремонт превысят остаточную стоимость, необходимо переселение граждан в пригодное для постоянного проживания помещение).
Согласно сообщения и.о.главы администрации Среднебельского сельсовета Ждановой А.В. на имя судебного пристава – исполнителя Рыльцевой С.В. (от 07.08.2020 №1046), в рамках принятия мер по исполнению решения Ивановского районного суда от 17.08.2016 сообщается, что в июне 2020 года администрацией Ивановского района проведены торги на приобретение жилого помещения в рамках программы переселения из аварийного жилья. После проведения процедуры регистрации права собственности в Росреестре квартира (расположенная по адресу: <адрес>) будет передана в муниципальную собственность администрации Среднебельского сельсовета с последующим предоставлением гражданам Каменецкене Г.И. и Ситун А.Е. по договору социального найма. Ориентировочные сроки заключения договора август – сентябрь 2020 года.
13.08.2020 судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. вынесено требование от №28009/20/775372 к администрации Среднебельского сельсовета о предоставлении в срок до 17.08.2020 документов, подтверждающих исполнение решения суда, с разъяснением, что в случае не предоставления документов судебному приставу-исполнителю должник будет привлечен к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.
В ответ на указанное требование администрацией Среднебельского сельсовета была предоставлена информация (от 17.08.2020 исх.№1063), аналогичная ранее изложенной в сообщении от 07.08.2020 №1046, с дополнением, что в настоящее время Каменецкене Г.И. фактически въехала и проживает в квартире по адресу: ул.Лазо, д.11, кв.7.
10 июля 2020 года судебным приставом– исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Рыльцевой С.В. вынесено постановление №28009/20/724446 о взыскании с должника администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое было утверждено начальником ОСП по Ивановскому району Войтовой О.Е. 23.09.2020 и получено администрацией Среднебельского сельсовета Меньчаковым В.В. 23.09.2020 (о чём свидетельствует проставленный на самом постановлении штамп входящей корреспонденции – от 23.09.2020 вх.№965).
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).
Из содержания указанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая причины неисполнения должником администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения срок, суд приходит к следующим выводам.
Согласно представленных суду истцом документов, со стороны администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района предпринимались действия направленные на исполнение исполнительного документа по исполнительному производству №27765/17/28009-ИП (ранее №14745/16/28009-ИП), возбужденного 08.10.2016 года.
В связи с отсутствием у администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района на праве муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям, с согласия и на основании поданного 11.10.2016 Каменецкене Г.И. заявления с ней был расторгнут ранее имевшийся договор социального найма на <адрес> по ул.<адрес>, 10, <адрес>, где она проживала на момент вынесения судебного решения, и заключен договор социального найма на жилое помещение – <адрес> по ул.<адрес>, 10, <адрес>, к которому у неё претензий не было. При этом, поскольку и предоставленная <адрес> находилась в жилом многоквартирном доме (по адресу: ул.<адрес>, 10, <адрес>), который ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу и включен в программу переселения граждан из аварийного жилья, Каменецкене Г.И. оставалась нуждающейся в предоставлении жилого помещения, подлежащей переселению в пригодное для постоянного проживания помещение в рамках исполнения вышеуказанной программы. С учётом реализации программы «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья на 2019 – 2025г.», администрация Ивановского района с июня по сентябрь 2020 года проводились конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений для жильцов аварийного <адрес>, в частности и для Каменецкене Г.И.
Согласно представленной суду копии распоряжения председателя Комитете по управлению имуществом Ивановского района от 30.09.2020 №278 «О передаче жилых помещений с баланса Ивановского КУИ (казны Ивановского района) на баланс администрации Среднебельского сельсовета», в соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», согласно п.1 ст.3 Положения «О порядке безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности Ивановского района в муниципальную собственность сельских поселений Ивановского района и приема объектов собственности сельских поселений Ивановского района в муниципальную собственность Ивановского района», утвержденного решением Ивановского районного Совета народных депутатов от 21.12.2018 №192, актом приёма-передачи от 30.09.2020, отдано распоряжение начальнику отдела учета, отчетности, планирования и закупок Ивановского КУИ снять с баланса комитета по управлению имуществом Ивановского района, из состава казны района, жилые помещения в соответствии с приложением №1 (в котором указана в том числе и <адрес>) и передать на баланс администрации Среднебельского сельсовета, а главе администрации Среднебельского сельсовета поставить на баланс указанное в приложении №1 к настоящему распоряжению имущество в казну поселения.
01.10.2020 года в адрес Каменецкене Г.И. было направлено уведомление (исх.№1064), в котором она уведомлялась о том, что может обратиться в администрацию Среднебельского сельсовета для заключения договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключен администрацией Среднебельского сельсовета с Каменецкене Г.И. 09.10.2020, что подтверждается представленной стороной истца суду копией данного договора №275 социального найма жилого помещения от 09.10.2020.
При этом, жилое помещение – <адрес>, было фактически предоставлено для проживания Каменецкене Г.И. ранее заключения с ней договора № социального найма жилого помещения от 09.10.2020, о чём свидетельствует расписка Каменецкене Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ о получении ею квартиры по адресу: <адрес>, и отсутствии претензий к её ремонту, а также уведомление с предложением заключить договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено Каменецкене Г.И. по адресу: <адрес>.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что фактически жилое помещение было предоставлено Каменецкене Г.И. во исполнение судебного решения до утверждения 23.09.2020 начальником отделения – старшим судебным приставом и получения администрацией Среднебельского сельсовета постановления о взыскании исполнительского сбора №28009/20/724446, вынесенного судебным приставом–исполнителем ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. 10.07.2020. О наличии указанных обстоятельств судебный пристав – исполнитель уведомлялся должником администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района 07.08.2020 и 17.08.2020.
В силу прямого предписания закона, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст.401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Документов, свидетельствующих о наличии на балансе администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района находящегося в муниципальной собственности жилого фонда (в частности, изолированного жилого помещения, находящегося на территории Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, пригодного для постоянного проживания, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 44 кв.м) в период с 26.09.2016 (момента вступления в законную силу решения Ивановского районного суда от 17.08.2016 по гражданскому делу №2-755/2016) и по 30.09.2020, что позволило бы своевременно исполнить решение суда, в материалах дела не имеется.
При этом, суд принимает во внимание, что администрацией Среднебельского сельсовета были предприняты меры к улучшению жилищных условий Каменецкене Г.И. до момента возникновения возможности предоставить ей соответствующее указанным в решении суда от 17.08.2016 года требованиям жилое помещение путём предоставления ей 14.10.2016 для временного проживания иного жилого помещения (находящего в лучшем состоянии, чем занимаемая ею на тот момент квартира), а именно <адрес> по ул.<адрес>, 10, <адрес>, которая согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ Каменецкене Г.И. устраивала.
Таким образом, установленные судом в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин и отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по предоставлению Каменецкене Г.И. и совместно с ней проживающему Ситун А.Е., вне очереди из муниципального жилищного фонда по договору социального найма изолированное жилое помещение, находящееся на территории Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 44 кв.м, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ни в указанный в судебном решении срок – немедленно (поскольку решение содержит требование о предоставлении жилого помещения вне очереди), ни в пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, ни в течение установленного в требовании судебного пристава – исполнителя срока - до 17.08.2020, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника – администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области об освобождении от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 рублей, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 10.07.2020 года №28009/20/724446, утвержденного начальником отделения – старшим судебным приставом 23.09.2020 года, по исполнительному производству №27765/17/28009-ИП.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит, поскольку в силу положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, – удовлетворить.
Освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 рублей, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 10.07.2020 года №28009/20/724446, утвержденного начальником отделения – старшим судебным приставом 23.09.2020 года, по исполнительному производству №27765/17/28009-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.