Дело № 2а-3105/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Кондиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилось в суд с административным иском к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми о снижении размера исполнительского сбора, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от ** ** **. по исполнительному производству №...
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ** ** **. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в рамках исполнительного производства №... было вынесено постановление о взыскании с Администрации МО ГО «Сыктывкар» исполнительского сбора в размере ... в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Добровольный срок исполнения решения суда составляет пять дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Изначально данный срок является заведомо неисполнимым, поскольку АМО ГО «Сыктывкар», как бюджетное учреждение, не имеет собственных денежных средств, а также доходов от оказания платных услуг. Все имущество, учитываемое на балансе администрации, находится в оперативном управлении. Дефицит местного бюджета по состоянию на ** ** **. составил ....
В судебном заседании стороны участия не приняли, извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно ч.1 ст.5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии со ст.112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.1 и 3).
Как разъяснено в п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч.8 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как установлено, ** ** **. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного листа серии ... от ** ** **., выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми по делу № ..., на основании которого Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана организовать систему сооружений с целью исключения попадания талой и дождевой воды с автомобильной дороги по ... и подтопления земельных участков по адресам...
Согласно п.2 данного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - ** ** **. Данное постановление было получено должником.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми с Администрации МО ГО «Сыктывкар» взыскан исполнительский сбор в размере ...
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В обоснование отсутствия своей вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должник указал, что неисполнение решения суда в установленный срок обусловлено значительным дефицитом средств бюджета. Указанные доводы находят свое подтверждение в представленной информации Департамента финансов АМОГО « Сыктывкар».
С учетом положений частей 6 и 7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающих право суда по заявлению должника с учетом степени его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, финансового положения и иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи, а также принимая во внимание неудовлетворительное финансовое положение АМОГО « Сыктывкар», размер взысканного исполнительского сбора, предпринятые меры по исполнению, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора, подлежащего взысканию с АМО ГО «Сыктывкар», до суммы ... рублей (...
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Снизить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от ** ** ** по исполнительному производству № ..., на одну четверть, то есть до ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца.
Судья Ф.А.Автушин