РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 ноября 2019 года с. Кинель-Черкассы
Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Рощектаевой О.Н.,
при секретаре Бондаревой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а–974/2019 по административному исковому заявлению прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации, обязании установления информационной мнемосхемы,
установил:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации, обязании установления информационной мнемосхемы.
В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой Кинель-Черкасского района по результатам проведенной проверки установлено, что на входе в здание администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Ерзовка, ул. Центральная, д. 68, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
По данному факту главе сельского поселения Ерзовка 28.08.2019 внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Из ответа главы администрации сельского поселения Ерзовка следует, что мнемосхема будет установлена в 2020 году, поскольку средства на их установку в бюджете на 2019 год не предусматривались.
Отсутствие информационных схем не в полной мере обеспечивает беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями на обращение в муниципальные органы, нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно информации о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них, что позволит беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
Установка мнемосхемы не требует каких-либо условий, подготовки, проведения ремонтных или строительных работ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 41 к Перечню отнесен Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 № 605, введен в действие с 01.01.2013).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.
Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Из этого следует, что действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
На основании п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области по непринятию мер по установке на входе в здание администрации мнемосхемы (тактильной схемы движения); обязать администрацию сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский на входе в здание администрации сельского поселения Ерзовка, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Ерзовка, ул. Центральная, д. 68, установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, разместив с правой стороны по ходу движения.
В судебное заседание представитель административного истца - помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования удовлетворить.
Административный ответчик – представитель сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрения дела в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст.ст. 2, 7, 18 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Кинель-Черкасского района самарской области проверки было установлен, что на входе в здание администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Ерзовка, ул. Центральная, д. 68, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
По данному факту главе сельского поселения Ерзовка 28.08.2019 внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Из ответа главы администрации сельского поселения Новые Ключи следует, что мнемосхема будет установлена в 2020 году, поскольку средства на их установку в бюджете на 2019 год не предусматривались.Отсутствие информационных схем не в полной мере обеспечивает беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями на обращение в муниципальные органы, нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Целью государственной политики в области защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие при входе в здание администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению, нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 41 к Перечню отнесен Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 № 605, введен в действие с 01.01.2013).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.
Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Из этого следует, что действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
На основании п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
Согласно п. 7.4.3 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 для акцентирования внимания людей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.
Основной целью установки указанной мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно информации о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них, что позволит беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 333.36 ч.1 п.п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден прокурор при подаче иска, не может быть взыскана с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации, обязании установления информационной мнемосхемы – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области по непринятию мер по установке на входе в здание администрации мнемосхемы (тактильной схемы движения).
Обязать администрацию сельского поселения Ерзовка муниципального района Кинель-Черкасский в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить на входе в здание администрации сельского поселения Ерзовка, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Ерзовка, ул. Центральная, д. 68, информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, разместив с правой стороны по ходу движения.
Решение может обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 07.11.2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>