Дело № 2-246 / 2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 06 мая 2014 года г. Барыш
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родионова В.В. к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области и МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Барыш) о возложении обязанности внести изменения в регистрационные данные на автомобиль УАЗ Патриот государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска в части замены кузова на номер № год выпуская 2013, цвет авантюрин металлик,
УСТАНОВИЛ:
Родионов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области и МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Барыш) о возложении обязанности внести изменения в регистрационные данные на автомобиль УАЗ Патриот государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска в части замены кузова на номер № год выпуская 2013, цвет авантюрин металлик. Мотивируя свои требования указал, что он является владельцем автомашины УАЗ Патриот государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска, идентификационный номер №, кузов №, шасси №.
2 апреля 2013 года произошло ДТП, в результате которого его автомашина получила механические повреждения: деформирован кузов со сложным перекосом, разбиты стекло лобовое и зеркала, повреждены переднее крыло, бампер задний, капот, обивка крыши, панель приборов и др. Согласно экспертному заключению № по оценке рыночной стоимости прав требования на возмещение убытков в размере стоимости восстановительного ремонта, автомобиль подлежал восстановительному ремонту, что и было в дальнейшем сделано в СТО «Авангард-авто» в г. Ульяновске. По окончании ремонта 27 ноября 2013 года, и получения всех необходимых документов, он обратился в МРЭО ГИБДД в г. Барыше для внесения изменений в регистрационные данные на автомобиль. 4 апреля 2014 года он получил официальный отказ в совершении регистрационных действий, с которым не согласен. Полагает, что в его ситуации нет никаких противоправных действий, напротив, он абсолютно на законных основаниях у официального представителя завода- изготовителя приобрёл кузов для автомобиля, о чём имеются соответствующие документы.
В судебное заседание истец Родионов В.В. не явился, но его представитель –адвокат УОКА № 1 Чуракова Н.В. поддержав иск дополнила, что отказ сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в регистрации автомобиля препятствует истцу, владеть, пользоваться и распоряжаться автомобилем УАЗ Патриот государственный регистрационный знак № 2011 года выпуска, по своему рассмотрению.
Представитель ответчика- Управления министерства внутренних дел России по Ульяновской области Бердников О.Н. в судебном заседании возражая против иска пояснил, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) (п.3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним). В соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку.
Идентификационная маркировка - нанесенный организацией- изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте или на нелегкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающие легкое изменение его знаков. Транспортное средство имеет несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама является основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией изготовителем и указанного в ПТС, что в последующем приведет к невозможности его идентификации.
Представитель МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Барыш) в суде не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявление Родионова В.В. необоснованно и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 209 раскрывает содержание права собственности. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством Российской Федерации отнесены к источникам повышенной опасности, что обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежат поэтому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". В законе закреплено, что задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции предусмотрена указанным законом, как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили.
Согласно пункту 3 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт "з" пункта 12).
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г ода № 250 "Вопросы организации полиции").
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2013 года, регистрационный номер 30048, опубликован в "Российской газете" от 4 октября 2013 года. Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В судебном заседании с достоверностью установлено, и не оспаривается сторонами, что собственником автомобиля марки УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска является Родионов В.В. 2 апреля 2013 года, на трассе Барыш- Николаевка, между с. Красная Зорька и р.п. им. Ленина произошло ДТП с участием его автомобиля под управлением Д*В.М., который не справился с управлением на скольской дороге, вследствие чего произошло опрокидывание автомобиля. В результате данного ДТП автомашине истца были причинены механические повреждения. В частности, было установлено: деформирован кузов со сложным перекосом, разбиты стекло лобовое и зеркала, повреждены переднее крыло, бампер задний, капот, обивка крыши, панель приборов и др.
По окончании ремонта, в том числе и замены кузова, 27 ноября 2013 года, истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные отремонтированного автомобиля. Однако ему было в этом отказано. Отказ в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством марки УАЗ Патриот государственный регистрационный знак №, связан с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной предприятием - изготовителем. Указано, что в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.
Транспортное средство имеет несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия -(VIN). При замене основного элемента базового транспортного средства, в частности, кузова, произошло фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства.
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что решение государственного органа об отказе в совершении регистрационных действий не противоречит действующему законодательству Российской Федерации по организации контроля за деятельностью, связанной с использованием транспортного средства, и не влечет нарушения охраняемых законом прав и интересов заявителя, поскольку, необходимость регистрации транспортных средств продиктована, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации) и направлена на защиту здоровья, прав и законных интересов, как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств. Регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской Федерации. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720 (далее Технический регламент), который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В силу положений Технического регламента соответствие транспортного средства требованиям безопасности подтверждается наличием: Одобрения типа транспортного средства, выдаваемого органами по сертификации, либо Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства, выдаваемым аккредитованными испытательными лабораториями, а также Свидетельством о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкции изменениями требованиям безопасности (ССКТС).
В силу положений Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 7 декабря 2000 года № 1240, свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности должно выдаваться подразделением ГИБДД на основании предоставления заинтересованным лицом перечня документов, предусмотренных пунктом 14.1 данного порядка, включая заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию, а также сертификаты соответствия на используемые для переоборудования составные части.
Поскольку сведения о проведении технической экспертизы в аккредитованной испытательной лаборатории, свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, а также сертификата соответствия агрегатов, используемых при изменении конструкции транспортного средства, подлежащих обязательной сертификации в суд Родионовым В.В. не представлены, то у суда также не имеется оснований для удовлетворения требований истца. Акт выполненных работ, составленный специалистом СТО "Авангард- авто" при производстве ремонтных работ, судом не принимается как достаточное и допустимое доказательство исходя из требований, предъявляемых к порядку удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, изложенным в Техническом регламенте.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Родионова В.В. к Управлению министерства внутренних дел России по Ульяновской области и МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Барыш) о возложении обязанности внести изменения в регистрационные данные на автомобиль УАЗ Патриот государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска в части замены кузова на номер № год выпуская 2013, цвет авантюрин металлик, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Зотова
Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-2593/2014 от 26.08.2014 Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 06 мая 2014 года отменено.
Постановить по делу новое решение.
Заявление Родионова В. В. удовлетворить.
Возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Ульяновской области обязанность в течении 10 рабочих дней со дня вынесения настоящего апелляционного определения оказать Родионову В.В. государственную регистрационную услугу по внесению изменений в регистрационные документы транспортного средства УАЗ «Патриот» (государственный номер ***, свидетельство о регистрации транспортного средства ***, кузов № ***, шасси № ***, цвет «АВАНТЮРИН МЕТАЛЛИК», *** года выпуска) в части замены номерного агрегата - кузова № *** на кузов № ***.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области в пользу Родионова В*** В*** возврат государственной пошлины ***.
Постановлением Президиума Ульяновского областного суда № 44Г-12/2014 от 22.01.2015 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда № 33-2593/2014 от 26.08.2014 отменено и дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе.
Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-715/2015 от 17.02.2015 решение Барышского городского суда от 06.05.2014 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Родионова В.В. – без удовлетворения.