Дело № 2а-1-20/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,
при секретаре Боровик И.Ю.,
с участием представителя административного истца Щедроткина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда
13 января 2017 года
гражданское дело по административному исковому заявлению Гуляевой С. А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области, инженеру 1 категории Киреевой М. С. о признании недействительным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Гуляева С.А. обратилась в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером №:4, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, <адрес>, в связи с изменением площади и описания местоположения его границ.
В качестве административных ответчиков были привлечены Калужский филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и инженер 1 категории Киреева М.С.
Административный истец уточнила свои исковые требования и просила признать решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте слушания дела, административный истец в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась, как собственник земельнго участка с кадастровым номером №:4 в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка с изменением площади и описания местоположения границ земельного участка. К заявлению был приложен межевой план. Решением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на три месяца по основанию, предусмотренному п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с несоответствием необходимых для государственного учета документов по форме либо содержанию требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В течение срока приостановления осуществления кадастрового учета административным истцом неоднократно предоставлялся межевой план ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик вынес решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости ввиду истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план, который соответствовал форме и содержанию требованиям закона. Ссылки на нарушение Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в решении не имеется. В правоподтверждающем документе – свидетельстве на право собственности на землю сведений о местоположении границ земельного участка не имеется, в заключении кадастрового инженера имеется обоснование, что конфигурация земельного участка существенно не отличается от конфигурации, содержащейся в Приложении к свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом представленных документов, административный истец считает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным.
Представитель административного истца Щедроткин Е.В. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области, инженер 1 категории Киреева М.С. извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный истец Гуляева С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №:4, площадью 1052 кв.м., расположенном по адресу: Калужская область, Жуковский район, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ сведения о местоположении границ земельного участка и площади внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании свидетельства о праве собственности, выданном комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Жуковского района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ и приложения в виде плана на участок земли, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по фактическому землепользованию.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Гуляева С.А. обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №:4.
ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с не предоставлением межевого плана в форме электронного документа заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований местоположения границ земельных участков», а именно: в раздел «заключение кадастрового инженера» в силу п.66 должно быть приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка и выполнение кадастровых работ проводится на основании документов, перечисленных в части 9 ст. 38 Закона. Земельный участок повторно уточнялся на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от 01.10.2013г., а также представленного межевого плана, составленного кадастровым инженером Конько С.В., в котором в разделе «заключение кадастрового инженера» изложено основание исправления кадастровой ошибки в определении местоположения ранее учтенных границ земельного участка в соответствии с ее фактически сложившимися в течение многих лет. В соответствии с п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о приостановлении проведения кадастрового учета не более чем на три месяца.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен новый межевой план и предоставлен административному ответчику. Решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в снятии приостановления на основании п.5, ч2 ст.26 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Закона, а именно: межевой план в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера не представлен, конфигурация земельного участка была установлена на основании свидетельства о праве собственности на землю и приложения в виде плана от 14.10.1997г., при повторном уточнении изменений объекта имелся акт согласования местоположения границы земельного участка, где границы были согласованы с главой администрации ГП <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ был вновь составлен межевой план и представлен в отдел кадастрового учета. Решением от ДД.ММ.ГГГГ также было отказано в снятии приостановления, поскольку документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям федерального Закона о кадастре. Только при отсутствии документов, подтверждающих местоположение и конфигурацию земельного участка, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Конфигурация уточняемого земельного участка была ранее установлена и границы земельного участка были определены и согласованы.
ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен еще один межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, однако решением за № от ДД.ММ.ГГГГ было также отказано в снятии приостановления, поскольку имеется документ, устанавливающий местоположение границ земельного участка и для изменения конфигурации необходимо внести изменения в данный документ.
Из межевого плана, составленного от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «заключение кадастрового инженера» следует, что кадастровым инженером Конько С.В. кадастровая ошибка в сведениях ГКН о местоположении границы и площади земельного участка в действительности устранена не была, т.к. кадастровый инженер исходил из возможности повышения площади земельного участка на величину, не превышающую 10%, уточняемая площадь 1451 кв.м. не соответствует площади, сведения о которой содержатся в ГКН и в правоустанавливающем документе. Местоположение границ земельного участка, закрепленных на местности соответствует фактическому местоположению существующему на местности более 15 лет, при этом конфигурация земельного участка с кадастровым номером №:4 существенно не отличается от конфигурации, содержащейся в приложении к свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № административному истцу было отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п.6 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, т.к. не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Данным обстоятельством является отсутствие документа, необходимого для кадастрового учета по форме либо содержанию, соответствующего требованиям Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007нг. «О государственном кадастре недвижимости», т.е. по основанию п.5 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре.
В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшем на момент вынесения решения ( далее по тексту Закона о кадастре) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре).
При этом на основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Аналогичные требования указаны и в ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности".
Таким образом, при межевании земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, и лишь только в случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно разъяснением, содержащимся в Письме Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков", исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основания заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка либо представителем заявителя (части 1 и 3 статьи 20 Закона о кадастре).
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 (в редакции от 12.11.2015 года) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлены соответствующие положения о порядке составления и заполнения межевого плана.
Подпунктом 2 пункта 12 Требований, установлено, что раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 67 названных выше Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее - картографические материалы). Кроме того, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, могут использоваться документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученные в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации и иные документы.
В материалах межевого дела имелся план, являющийся приложением к свидетельству о праве собственности на землю, который по месторасположению и конфигурации не соответствует межевому плану, предоставленному административным истцом. Данный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что границы границы земельного участка административного истца, учтенные в кадастре, не соответствуют фактическому землепользованию. При этом также установлено, что площадь участка по фактическому землепользованию на ДД.ММ.ГГГГ больше площади, внесенной в ГКН.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки, в межевом плане не содержится.
Таким образом, оснований полагать, что при первоначальном определении местоположения и описании границ спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ была допущена кадастровая ошибка, требующая внесения изменений в ЕГРП, не имеется.
Уточнение границ фактического землепользования - это правовой механизм, призванный в переходный период времени до осуществления надлежащего кадастрового учета и формирования всех земельных участков обеспечить возможность их введения в гражданский оборот и восполнение недостающих сведений о них.
Однако спорный земельный участок прошел надлежащие землеустроительные работы ДД.ММ.ГГГГ и увеличение его площади только уточнением границ, о чем фактически свидетельствует межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, произведено быть не может.
Кроме этого, суд принимает во внимание следующее.
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Аналогичная норма содержится и в п.3 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности".
Первоначально кадастровый учет спорный участок прошел ДД.ММ.ГГГГ, площадь его установлена в размере 1052 кв.м.
Уточнение границ земельного участка вызвано тем, что он передавался местной администрацией безвозмездно в собственность Гуляевой С.А., при этом уточнение площади на 10% отражено в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, представленном в материалы дела.
Таким образом, законно допустимое увеличение площади земельного участка на предельные 10% от учтенной его площади уже имело место до предоставления земельного участка административному истцу.
Увеличение площади в связи с уточнением границ и изменением конфигурации земельного участка в данном случае недопустимо без внесения изменений в документы, послужившие основанием для внесения сведений в ГКН. При этом сам институт уточнения границ по фактическому землепользованию может быть применен к земельному участку только единожды.
Внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу п.1 пп.7,31 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является не соответствие требованиям законодательства РФ форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ
На основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости". в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах и с учетом норм, изложенных в пункте 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что с оспариваемое решение административного ответчика принято в соответствии с нормами действующего законодательства и его полномочиями и права, свободы и законные интересы административного истца, не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░