Решение от 13.01.2017 по делу № 2-1а-20/2017 (2а-1351/2016;) от 18.11.2016

Дело № 2а-1-20/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,

при секретаре Боровик И.Ю.,

с участием представителя административного истца Щедроткина Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

                            13 января 2017 года

     гражданское дело по административному исковому заявлению Гуляевой С. А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области, инженеру 1 категории Киреевой М. С. о признании недействительным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

    ДД.ММ.ГГГГ Гуляева С.А. обратилась в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером :4, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, <адрес>, в связи с изменением площади и описания местоположения его границ.

    В качестве административных ответчиков были привлечены Калужский филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и инженер 1 категории Киреева М.С.

    Административный истец уточнила свои исковые требования и просила признать решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

    Будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте слушания дела, административный истец в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    В обоснование исковых требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась, как собственник земельнго участка с кадастровым номером :4 в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка с изменением площади и описания местоположения границ земельного участка. К заявлению был приложен межевой план. Решением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на три месяца по основанию, предусмотренному п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с несоответствием необходимых для государственного учета документов по форме либо содержанию требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В течение срока приостановления осуществления кадастрового учета административным истцом неоднократно предоставлялся межевой план ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик вынес решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости ввиду истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план, который соответствовал форме и содержанию требованиям закона. Ссылки на нарушение Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ в решении не имеется. В правоподтверждающем документе – свидетельстве на право собственности на землю сведений о местоположении границ земельного участка не имеется, в заключении кадастрового инженера имеется обоснование, что конфигурация земельного участка существенно не отличается от конфигурации, содержащейся в Приложении к свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом представленных документов, административный истец считает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным.

    Представитель административного истца Щедроткин Е.В. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.

    Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области, инженер 1 категории Киреева М.С. извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

    Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Административный истец Гуляева С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером :4, площадью 1052 кв.м., расположенном по адресу: Калужская область, Жуковский район, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

    Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ сведения о местоположении границ земельного участка и площади внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании свидетельства о праве собственности, выданном комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Жуковского района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ и приложения в виде плана на участок земли, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по фактическому землепользованию.

    ДД.ММ.ГГГГ административный истец Гуляева С.А. обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером :4.

    ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с не предоставлением межевого плана в форме электронного документа заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований местоположения границ земельных участков», а именно: в раздел «заключение кадастрового инженера» в силу п.66 должно быть приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка и выполнение кадастровых работ проводится на основании документов, перечисленных в части 9 ст. 38 Закона. Земельный участок повторно уточнялся на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 01.10.2013г., а также представленного межевого плана, составленного кадастровым инженером Конько С.В., в котором в разделе «заключение кадастрового инженера» изложено основание исправления кадастровой ошибки в определении местоположения ранее учтенных границ земельного участка в соответствии с ее фактически сложившимися в течение многих лет. В соответствии с п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о приостановлении проведения кадастрового учета не более чем на три месяца.

    ДД.ММ.ГГГГ был составлен новый межевой план и предоставлен административному ответчику. Решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в снятии приостановления на основании п.5, ч2 ст.26 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Закона, а именно: межевой план в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера не представлен, конфигурация земельного участка была установлена на основании свидетельства о праве собственности на землю и приложения в виде плана от 14.10.1997г., при повторном уточнении изменений объекта имелся акт согласования местоположения границы земельного участка, где границы были согласованы с главой администрации ГП <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ был вновь составлен межевой план и представлен в отдел кадастрового учета. Решением от ДД.ММ.ГГГГ также было отказано в снятии приостановления, поскольку документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям федерального Закона о кадастре. Только при отсутствии документов, подтверждающих местоположение и конфигурацию земельного участка, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Конфигурация уточняемого земельного участка была ранее установлена и границы земельного участка были определены и согласованы.

    ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен еще один межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, однако решением за от ДД.ММ.ГГГГ было также отказано в снятии приостановления, поскольку имеется документ, устанавливающий местоположение границ земельного участка и для изменения конфигурации необходимо внести изменения в данный документ.

    Из межевого плана, составленного от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «заключение кадастрового инженера» следует, что кадастровым инженером Конько С.В. кадастровая ошибка в сведениях ГКН о местоположении границы и площади земельного участка в действительности устранена не была, т.к. кадастровый инженер исходил из возможности повышения площади земельного участка на величину, не превышающую 10%, уточняемая площадь 1451 кв.м. не соответствует площади, сведения о которой содержатся в ГКН и в правоустанавливающем документе. Местоположение границ земельного участка, закрепленных на местности соответствует фактическому местоположению существующему на местности более 15 лет, при этом конфигурация земельного участка с кадастровым номером :4 существенно не отличается от конфигурации, содержащейся в приложении к свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

    Решением от ДД.ММ.ГГГГ за административному истцу было отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п.6 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, т.к. не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Данным обстоятельством является отсутствие документа, необходимого для кадастрового учета по форме либо содержанию, соответствующего требованиям Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007нг. «О государственном кадастре недвижимости», т.е. по основанию п.5 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре.

В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшем на момент вынесения решения ( далее по тексту Закона о кадастре) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре).

При этом на основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Аналогичные требования указаны и в ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности".

Таким образом, при межевании земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, и лишь только в случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно разъяснением, содержащимся в Письме Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков", исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основания заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка либо представителем заявителя (части 1 и 3 статьи 20 Закона о кадастре).

Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 (в редакции от 12.11.2015 года) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлены соответствующие положения о порядке составления и заполнения межевого плана.

Подпунктом 2 пункта 12 Требований, установлено, что раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка.

В силу пункта 67 названных выше Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее - картографические материалы). Кроме того, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, могут использоваться документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученные в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации и иные документы.

В материалах межевого дела имелся план, являющийся приложением к свидетельству о праве собственности на землю, который по месторасположению и конфигурации не соответствует межевому плану, предоставленному административным истцом. Данный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что границы границы земельного участка административного истца, учтенные в кадастре, не соответствуют фактическому землепользованию. При этом также установлено, что площадь участка по фактическому землепользованию на ДД.ММ.ГГГГ больше площади, внесенной в ГКН.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки, в межевом плане не содержится.

Таким образом, оснований полагать, что при первоначальном определении местоположения и описании границ спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ была допущена кадастровая ошибка, требующая внесения изменений в ЕГРП, не имеется.

Уточнение границ фактического землепользования - это правовой механизм, призванный в переходный период времени до осуществления надлежащего кадастрового учета и формирования всех земельных участков обеспечить возможность их введения в гражданский оборот и восполнение недостающих сведений о них.

Однако спорный земельный участок прошел надлежащие землеустроительные работы ДД.ММ.ГГГГ и увеличение его площади только уточнением границ, о чем фактически свидетельствует межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, произведено быть не может.

Кроме этого, суд принимает во внимание следующее.

Пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Аналогичная норма содержится и в п.3 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности".

Первоначально кадастровый учет спорный участок прошел ДД.ММ.ГГГГ, площадь его установлена в размере 1052 кв.м.

Уточнение границ земельного участка вызвано тем, что он передавался местной администрацией безвозмездно в собственность Гуляевой С.А., при этом уточнение площади на 10% отражено в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, представленном в материалы дела.

Таким образом, законно допустимое увеличение площади земельного участка на предельные 10% от учтенной его площади уже имело место до предоставления земельного участка административному истцу.

Увеличение площади в связи с уточнением границ и изменением конфигурации земельного участка в данном случае недопустимо без внесения изменений в документы, послужившие основанием для внесения сведений в ГКН. При этом сам институт уточнения границ по фактическому землепользованию может быть применен к земельному участку только единожды.

Внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу п.1 пп.7,31 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является не соответствие требованиям законодательства РФ форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ

    На основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости". в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах и с учетом норм, изложенных в пункте 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что с оспариваемое решение административного ответчика принято в соответствии с нормами действующего законодательства и его полномочиями и права, свободы и законные интересы административного истца, не нарушает.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ , ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░          ░.░. ░░░░░░░

2-1а-20/2017 (2а-1351/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гуляева С.А.
Ответчики
Киреева М.С.
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калкжской области
Суд
Жуковский районный суд Калужской области
Дело на сайте суда
zhukovsky.klg.sudrf.ru
18.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
18.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2016[Адм.] Судебное заседание
16.12.2016[Адм.] Судебное заседание
19.12.2016[Адм.] Судебное заседание
10.01.2017[Адм.] Судебное заседание
13.01.2017[Адм.] Судебное заседание
18.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее