Дело № 2а-3214/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., при секретаре Кадыровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
09 августа 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Ледяевой Маргариты Алексеевны к администрации ЦАО г. Омска о признании уведомления незаконным, его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Ледяева М.А. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с административным иском к администрации ЦАО г. Омска о признании уведомления незаконным, его отмене, указав, что 11.06.2019 г. она обратилась в администрацию ЦАО города Омска с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства. 24.06.2019 г. администрацией ЦАО г. Омска вынесено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С данным уведомлением не согласна, считает, что администрацией ЦАО г. Омска незаконно вынесено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на пп. 4 п. 6 ст. 55 ГрК РФ – несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Также указывает, что к уведомлению об окончании строительства был представлен технический план здания, согласно которому ранее учтенный объект недвижимости - объект капитального строительства с кадастровым номером №, завершен строительством. Общая площадь объекта недвижимости определена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» и составляет 1336,9 кв.м. Сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации только в случаях, если в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не требуется изготовление или принятие таких документов как: проектная документация, разрешение на ввод здания в эксплуатацию, технический паспорт здания, что как раз не требуется в данном случае. Считает уведомление о несоответствии незаконным и просит его отменить.
Административный истец Ледяева М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца Судоргина Е.В. (на основании доверенности) административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что 11.07.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области на основании решения суда об обязании Ледяеву М.А. привести объект в соответствие с разрешением на строительство объекта путем демонтажа четвертого этажа, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации ЦАО г. Омска Костоусова М.А. (в соответствии с полномочиями доверенности) заявленные требования не признала, указав, что в уведомлении о несоответствии объекта Ледяевой М.А. указано на пп. 3 п. 6 ст. 55 ГрК РФ – на несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В судебном заседании установлено, что 11.06.2019 г. Ледяева М.А. обратилась в администрацию ЦАО г. Омска с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
24.06.2019 г. администрацией ЦАО г. Омска вынесено уведомление № № о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке, местоположение которого установлено относительно здания, расположенного по адресу: <адрес> требованиям законодательства градостроительной деятельности, а именно: о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, а именно: параметры объекта капитального строительства не соответствуют выданному разрешению на строительство, т.е. не исполнено решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.11.2018 г. (с внесенными апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28.02.2019 г. изменениями) о приведении объекта в соответствие с разрешением на строительство от 20.02.2016 г. №, путем демонтажа четвертого этажа.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, в судебном заседании установлено, что 29.11.2018 г. Куйбышевским районным судом г. Омска постановлено решение по гражданскому делу по иску администрации ЦАО г. Омска к Ледяевой М.А. о признании объекта самовольной постройкой, возложении обязанности, которым исковые требования администрации Центрального административного округа г. Омска удовлетворены частично, Ледяева М.А. в срок до 30.04.2019 г. обязана привести объект незавершенного капитального строительства площадью 1575 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке №, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в соответствии с параметрами, указанными в разрешении на строительство объекта, выданного администрацией Центрального административного округа г. Омска от 20.02.2016 №, путем реконструкции четвертого этажа в чердачный этаж под скатную кровлю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28.02.2019 г. решение Куйбышевского районного суда <адрес> от 29.11.2018 г. изменено, и резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: «Признать самовольной постройкой объект незавершённого капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 1575 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Возложить на Ледяеву М.А. обязанность в срок до 01 июля 2019 года привести указанный объект незавершённого капитального строительства в соответствие с разрешением на строительство объекта №, выданным администрацией Центрального административного округа города Омска 20 февраля 2016 года, путём демонтажа четвёртого этажа».
Судом установлено, а также следует из вышеуказанных судебных актов, что 20 февраля 2016 года Глава Администрации города Омска выдал Ледяевой М.А. разрешение № на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1575 кв.м, объёмом 4410 куб.м, с количеством этажей - 3, высотой 2,8 м. Срок действия разрешения - до 20 февраля 2026 года.
Постановлением Главы Администрации города Омска № 331-п от 21 марта 2016 года земельному участку с кадастровым номером № предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования - для размещения многоквартирного жилого дома малой этажности (2-4 этажа). На данном земельном участке Ледяева М.А. начала строительство здания.
Право собственности Ледяевой М.А. на незавершённый строительством объект зарегистрировано 08 июня 2017 года.
Судебными актами также установлено, что разрешение № было выдано на строительство индивидуального жилого дома, т.е. объект капитального строительства должен составлять три этажа, а возведённый Ледяевой М.А. четвёртый этаж является самостоятельным надземным этажом. Ледяева М.А. обязана привести объект незавершённого капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 1575 кв.м, в соответствие с разрешением на строительство объекта №, путём демонтажа четвёртого этажа.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Из ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.
Уведомление о несоответствии… направляется застройщику…, в т.ч., в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 55 ГСК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 6 статьи 55 ГрК РФ определен перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся:
- отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (пп. 1);
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (пп. 2);
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (пп. 3);
- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (пп. 4);
- несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию (пп. 5).
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме, в т.ч., в соответствии с разрешением на строительство.
Как следует из п. 1 ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только, в т.ч., в случае…, когда параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как уже было указано выше, Ледяева М.А. обратилась в администрацию ЦАО г. Омска с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> и 24.06.2019 г. администрацией ЦАО г. Омска проведена проверка соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства.
В результате проверки было обнаружено, что возведенный объект не соответствует требованиям, установленным в разрешении на строительство, поскольку согласно разрешению на строительство, выданному Ледяевой М.А. администрацией ЦАО г. Омска, количество этажей индивидуального жилого дома должно быть 3, а фактически возведенный объект состоит из 4-х этажей.
В связи с чем, администрацией ЦАО г. Омска вынесено уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в связи с несоответствием объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (пп. 3 п. 6 ст. 55 ГрК РФ)). В частности, Ледяевой М.А. не исполнено решение судебного органа о приведении объекта в соответствие с разрешением на строительство от 20.02.2016 г. № путем демонтажа четвертого этажа.
Установлено, что на основании решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.11.2018 г. (в редакции апелляционного определения от 28.02.2019 г.) судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП по Омской области 11.07.2019 г. в отношении Ледяевой М.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании Ледяеву М.А. привести объект в соответствие с разрешением на строительство объекта путем демонтажа четвертого этажа.
Административным истцом не представлено доказательств исполнения решения суда и приведения объекта, расположенного по адресу: <адрес> в соответствие с разрешением на строительство, путем демонтажа четвертого этажа.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.