Дело № 2-472/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2017 года город Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Томащака А.С.,
при секретаре – Куртаджиевой Э.С.,
с участием представителя истца Тарасевич В.Р. - Кольцовой А., доверенность <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасевич В.Р. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязать рассмотреть повторно заявление о предоставлении земельного участка, признании права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок,
установил:
Тарасевич В.Р. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по не принятию решения об отказе или предоставлении в собственность истцу земельного участка площадью 901+\-11кв.м., кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, на территории Донского сельского совета, незаконным, обязать Министерство имущественных и земельных отношений рассмотреть повторно заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки, в собственность вышеуказанного земельного участка, признании права за истцом на завершение процедуры оформления права собственности на данный земельный участок.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что распоряжением <адрес>ной государственной администрации в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом распоряжения <адрес>ной государственной администрации в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено право на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность указанного земельного участка для ведения индивидуального садоводства. Однако закончить процедуру оформления прав до ДД.ММ.ГГГГ не успел, в связи с чем, он обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность вышеуказанного земельного участка. При этом ответчик не предоставил ему никакого решения по заявлению, чем допустил бездействие, нарушающее его права и охраняемые законом интересы. Так, отсутствие решения ответчика по данному вопросу, препятствует ему в оформлении своих прав на землю, либо в возможности обжалования этого решения, с целью признания его не законным. Просил обязать ответчика рассмотреть её заявление повторно. Кроме того, истец полагает, что не имеется предусмотренных законом оснований для отказа в передаче ему в собственность земельного участка, в связи с чем просил признать за ним право на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, и просил суд иск удовлетворить в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
С согласия представителя истца, руководствуясь статьями 233,234 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично на основании следующего.
Согласно абз.2 ч.2 ст.8 ГК РФ, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.
В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст.10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия в области использования и охраны земель, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Согласно ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ идействовавших на эту дату.
Аналогичные положения закона изложены в п.4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров РК от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Порядок).
В соответствии с п.5,6 Порядка, возникновение прав на земельный участок осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган, с приложенными к нему документами в соответствии с перечнем, предусмотренным п.7 данного Порядка. Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящим пунктом, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае - предоставления земельного участка для строительства).
О предоставлении земельного участка и об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган постанавливает решение не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения споров данной категории, является установление фактов надлежащего обращения заявителя к уполномоченному органу и рассмотрение указанного заявления в установленном законом порядке.
Судом установлено, что распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ной государственной администрации Тарасевич В.Р. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства площадью до 0,10 га из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <адрес> сельского совета.
Как следует из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру и ему присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ Тарасевич В.Р. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного в районе <адрес> сельского совета, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений в <адрес>, направленным в адрес Тарасевич В.Р. было сообщено о возможности реализации права на завершение оформления испрашиваемого земельного участка после получения ответов от исполнительных органов государственной власти Республики Крым об испрашиваемом земельном участке.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, в силу возникшего у него до ДД.ММ.ГГГГ права на завершение процедуры оформления земельного участка, в установленном законом порядке обратилась к уполномоченному лицу с соответствующим заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; - несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае - предоставления земельного участка для строительства).
В соответствии со ст.56,57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Тарасевич В.Р. указал, что не предоставление ему в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка или об отказе в его предоставлении, является бездействием ответчика, которое нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Удовлетворяя исковое заявление, в этой части, суд исходит из того, что в ходе судебного заседания установлено, что ответчик фактически не принял решения по заявлению Тарасевич В.Р. о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о допущенном бездействии в отношении рассмотрения данного вопроса.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом, поскольку вопрос о предоставлении спорного земельного участка, в том числе в собственность, отнесен к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в целях защиты нарушенных прав, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность рассмотреть повторно заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки, в собственность земельного участка по заявлению истца по делу.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В то же время, принимая во внимание, что ответчиком не оспаривается право истца на завершение оформления земельного участка, а так же, отсутствие решения об отказе в передаче в собственность истцу испрашиваемого земельного участка, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления в части признания за Тарасевич В.Р. права на завершение процедуры оформления права собственности на спорный земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 238 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Тарасевич В.Р. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязать рассмотреть повторно заявление о предоставлении земельного участка, признании права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок - удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по не принятию решения об отказе или предоставлении в собственность Тарасевич В.Р. земельного участка площадью 901+\-11кв.м., кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, на территории Донского сельского совета, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений рассмотреть повторно заявление Тарасевич В.Р. о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки, в собственность земельного участка площадью 901+\-11кв.м., кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, на территории Донского сельского совета.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Ответчик вправе подать в Симферопольский районный суд Республики Крым заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ)
Судья А.С. Томащак