Дело №3а-480/19
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 22 июля 2019 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Тёриной М.С.,
с участием представителя административного истца публичного акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 304653958 (Триста четыре миллиона шестьсот пятьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят восемь) рублей; обязании административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, его рыночную стоимость, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 304653958 (Триста четыре миллиона шестьсот пятьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят восемь) рублей,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «<данные изъяты>» (далее также – ПАО «<данные изъяты>») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указало в административном иске о том, что ПАО «<данные изъяты>» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 847625 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение предприятия, расположенный по адресу: <адрес>, (далее также - земельный участок). Право административного истца на земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.08.2018 года, договором аренды земельного участка от 15.06.2004 года №30214/920-00/404.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Размер взимаемой арендной платы за пользование земельным участком в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2018 года по делу №А43-34183/2018 рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, размер арендной платы напрямую зависит от размера установленной кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, что дает ему право обратиться за защитой своих интересов в суд.
В административном иске указывается о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.11.2013 года и составляет 573358978 (Пятьсот семьдесят три миллиона триста пятьдесят восемь тысяч девятьсот семьдесят восемь) рублей 75 коп., что подтверждается отчетом об определении кадастровой стоимости ООО «Группа комплексных решений» от 19.08.2014 №20659-2014-01 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Указанная кадастровая стоимость подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка от 19.12.2018 года №К-В(ГКУ)/2018-1285368.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно отчету об оценке от 17.12.2018 года №263, выполненному ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года составляет 304653958 (Триста четыре миллиона шестьсот пятьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят восемь) рублей. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В целях защиты своих интересов ПАО «<данные изъяты>» 28.12.2018 года обратилось с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области (далее также - Комиссия). Решением Комиссии от 18.01.2019 года №82/2019 заявление ПАО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости было отклонено. Основанием для отказа в удовлетворении требований явилось несоответствие отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Ссылаясь на положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статей 20, 124-126, 245-248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит удовлетворить заявленные исковые требования.
При рассмотрении дела в суде представитель административного истца ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поддержала. В предварительном судебном заседании 05.06.2019 года представитель ФИО1 заявила ходатайство о назначении по делу оценочной экспертизы земельного участка с учетом замечаний к отчету об оценке, содержащихся в решении Комиссии, и позиции представителя заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области. Ходатайство удовлетворено. В судебном заседании, состоявшимся 22.07.2019 года, представитель сообщила суду о том, что ПАО «<данные изъяты>» согласно с заключением эксперта.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области ФИО2 в предварительном судебном заседании 05.06.2019 года сообщила о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не согласно с рыночной стоимостью, указанной в отчете об оценке, с учетом замечаний на отчет, содержащихся в решении Комиссии. Поддержала ходатайство о назначении по делу экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка. Представлена письменная правовая позиция по делу (т.2 л.д.35-36).
Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
В письменном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Представило в суд выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 в части включения земельного участка с кадастровым номером № в Приложение №1 и утверждения его кадастровой стоимости (т.2 л.д.25-30).
В письменной информации филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Нижегородской области сообщил, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2013 года. Актуальная кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 573358978 рублей 75 копеек. Иных изменений качественных или количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, в государственный кадастр недвижимости не вносилось. Представлены выписки из ЕГРН на земельный участок (т.2 л.д.11-24).
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.
Судом установлено, что административный истец ПАО «<данные изъяты>» на основании договора аренды земельного участка от 15.06.2004 года №30214/920-00/404 и дополнительного соглашения к договору от 23.11.2011 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847625 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение предприятия, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (т.1 л.д.47-70).
Размер взимаемой арендной платы за пользование земельным участком в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2018 года по делу №А43-34183/2018 рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (т.1 л.д.40-46).
Так как при расчете арендной платы, которую должно платить арендатор ПАО «<данные изъяты>», учитывается размер кадастровой стоимости спорного земельного участка, то ПАО «<данные изъяты>» признаётся судом лицом, чьи права и обязанности являются затронутыми результатами определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из имеющихся материалов дела следует, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2013 года (т.2 л.д.11), то есть до 01.11.2013 года; земельный участок включен в Приложение 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области». В таком случае, при рассмотрении настоящего дела применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и размер кадастровой стоимости земельного участка может быть установлен по состоянию на 01.11.2013 года.
Из материалов дела также следует, что 28.12.2018 года административный истец ПАО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, решением которой от 18.01.2019 года №82/2019 в удовлетворении заявления отказано (т.1 л.д.21-24). Таким образом, ПАО «<данные изъяты>» соблюло установленный законом досудебный порядок разрешения спора, и датой обращения ПАО «<данные изъяты>» с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости необходимо считать 28.12.2018 года.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований ПАО «<данные изъяты>» представило в суд отчет об оценке земельного участка от 17.12.2018 года №263, составленный оценщиком ООО «<данные изъяты>» Магадеевой С.Н., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года составляет 304653958 рублей (т.1 л.д.182-262).
Также суду представлено экспертное заключение от 04.07.2019 года №167, составленное экспертом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847625 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение предприятия, расположенного по адресу: Нижегородская <адрес>, составляет 314469000 (Триста четырнадцать миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013 года (т.2 л.д.62-123).
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению. При этом размер кадастровой стоимости земельного участка должен быть установлен на основании заключения эксперта от 04.07.2019 года №167, составленного экспертом ФИО5, по следующим мотивам.
При проведении оценочной экспертизы эксперт ФИО5, руководствовался, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положениями Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299.
Экспертное заключение содержит описание объекта оценки, в нем приведены качественные и количественные характеристики земельного участка, учитывающие текущее использование, местоположение земельного участка, его площадь, разрешенное использование. Указывается о том, что земельный участок расположен в городе Арзамасе Нижегородской области, на удалении от магистральных трасс. Транспортная доступность определена как удовлетворительная. Ближайшее окружение представлено производственно-складской недвижимостью класса С, объектами коммерческого назначения, жилой застройкой. Исследуемый участок на дату оценки был обеспечен электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, канализацией и отоплением (т.2 л.д.69-71).
Наиболее эффективным использованием земельного участка признано его фактическое использование, соответствующее разрешенному, - размещение предприятия (под индустриальную застройку) (т.2 л.д.78).
С целью установления рыночной стоимости спорного земельного участка экспертом проведен анализ рынка объекта экспертизы (оценки), в рамках которого определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки, - рынок земельных участков под индустриальную застройку, расположенных в г.Арзамасе Нижегородской области, общей площадью более 10 га (т.2 л.д.80).
Определены основные ценообразующие факторы, влияющие на рыночную стоимость земельного участка (т.2 л.д.80-82).
С целью отбора объектов-аналогов экспертом проанализированы полученные данные о ценах сделок с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен объект оценки при его фактическом использовании. Экспертом подобрано 8 объектов-аналогов (таблица 6). В экспертном заключении эксперт обосновал отбор объектов-аналогов.
Оценка земельного участка проведена экспертом с применением сравнительного подхода и метода сравнения продаж, реализованного с помощью техники компенсационных корректировок цен предложений.
Отобрано 5 объектов-аналогов (т.2 л.д.91, таблица 7)
В экспертном заключении содержится обоснование применения корректировок и поправок (т.2 л.д.88-90, л.д.92-99).
Рыночная стоимость земельного участка определена в размере 314469000 рублей по состоянию на 01.11.2013 года (т.2 л.д.100).
Таким образом, экспертом приведена информация, использованная при определении стоимости земельного участка. Содержащиеся в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости земельного участка участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само заключение судебного эксперта, определившего величину рыночной стоимости земельного участка, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Суд не усматривает правовых оснований для назначения повторной экспертизы.
Эксперт ФИО5 является оценщиком 1 категории, членом саморегулируемой Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», регистрационный № от 31.07.2007 года. Имеет профессиональное образование в области оценки: диплом серии ВСА № по специальности «Финансы и кредит», выдан на основании решения Государственной аттестационной комиссии Нижегородского государственного университета им.ФИО6 от 08.06.2005 года; диплом о профессиональной переподготовке оценщика ПП №, выданный ННГУ им.ФИО6 16.12.2005 года; свидетельство о повышении квалификации, выданное ННГУ им.ФИО6 20.04.2012 года №25 и удостоверение о повышении квалификации от 01.07.2015 года №171. Стаж работы в оценочной деятельности – 16 лет. Получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 14.09.2017 года № по направлению «Оценка недвижимости». Деятельность оценщика застрахована (т.2 л.д.67, л.д.108-116).
Эксперт ФИО5 был предупрежден судом об уголовной ответственности за составление заведомо ложного экспертного заключения (т.2 л.д.61).
Сведений о том, что эксперт ФИО5 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 33 КАС РФ, суду не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований не доверять экспертному заключению об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, составленному экспертом ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО5, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной экспертом итоговой величины рыночной стоимости спорного здания, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу дополнительной или повторной судебной экспертизы, не представлено и в материалах дела не имеется.
Суд не может принять в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка, отчет об оценке земельного участка от 17.12.2018 года №263, составленный оценщиком ООО «<данные изъяты>». При этом суд принимает во внимание, что комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области в решении указано на наличие недостатков отчета.
Вместе с тем, суд учитывает и то обстоятельство, что разница между рыночной стоимостью земельного участка, установленной при составлении отчета об оценке и экспертного заключения, является незначительной, что, по мнению суда, подтверждает правильность установления экспертом рыночной стоимости земельного участка.
Суд полагает, что не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости – спорного земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
С размером рыночной стоимости, установленной экспертом ФИО5, представитель административного истца в судебном заседании согласился.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения должна быть указана дата подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ПАО «<данные изъяты>» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, которая соответствует дате обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, то есть 28.12.2018 года.
Удовлетворяя требование ПАО «<данные изъяты>» в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в отношении одного из административных ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по следующим мотивам.
По настоящему делу административным истцом в качестве административных ответчиков в административном исковом заявлении указаны: Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Данные лица привлечены судом к участию в деле в качестве административных ответчиков.
Вместе с тем, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является надлежащим административным ответчиком. Как указано в судебном решении, при рассмотрении данного дела применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года. В таком случае надлежащими ответчиками по настоящему делу являются: Правительство Нижегородской области (как государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (как государственный орган, осуществлявший функции по государственной кадастровой оценке).
По настоящему административному делу Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка не определялась. Поэтому в части удовлетворения заявленного искового требования в отношении административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» суд отказывает.
Кроме того, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления ПАО «<данные изъяты>» по настоящему административному делу в части требования об обязании административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его вновь установленную кадастровую стоимость.
При этом суд исходит из следующего.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости установлен статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Административные ответчики, в том числе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области, не отказывали административному истцу ПАО «<данные изъяты>» в учете изменений сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, установленной на основании решения суда по рассматриваемому административному делу, и, соответственно, прав административного истца ПАО «<данные изъяты>» на внесение таких изменений не нарушали. Оснований для применения мер судебной защиты в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 847625 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 314469000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.11.2013 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░ 28.12.2018 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 847625 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.11.2013 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 304653958 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░