Решение по делу № 2а-1445/2017 от 07.02.2017

Дело № 2а-1445/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2017 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Панченко Ю.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Костромской области обратилась в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 19.12.2014 года, поступившим в администрацию Костромской области 26.12.2014 года, возбуждено исполнительное производство -ИП об обязании Администрации Костромской области предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение на территории города Костромы Костромской области. В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрацией приставу направлено уведомление о невозможности исполнения в 5-дневный срок требования вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которое получено приставом 12.11.2015 года. 18.03.2015 года приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Костромской области. 29.12.2014 года правовым управлением Администрации Костромской области в Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области направлено письмо о необходимости приобретения жилого помещения для взыскателя. Согласно ответу Департамента строительства по заключенным в 2014 году государственным контрактам 120 жилых помещений приобретены на территории города Костромы. Согласие на заключение договора найма специализированного жилого помещения на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> взыскателем дано 18.03.2015 года. Распоряжением Администрации Костромской области от 14.04.2015 года взыскателю предоставлено указанное жилое помещение. Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области заключен договор найма специализированного жилого помещения с ФИО1 Право собственности Костромской области на вышеуказанную квартиру зарегистрировано 04.02.015 года. Таким образом, истцом были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока. На сегодняшний день, исполнительский сбор, наложенный на Администрацию костромской области, уплачен. В решении суда не установлен конкретный предельный срок его исполнения, при этом исполнение решения суда подразумевает соблюдение требований действующего законодательства. Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 № 438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым определены полномочия по данному вопросу Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации Костромской области. Просит суд освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 18.03.2015 года по исполнительному производству -ИП.

В судебное заседание административный истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направил.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Коннова ФИО6, заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании не присутствуют, административный ответчик УФССП России по Костромской области, заинтересованные лица Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).

Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (часть 12 статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ).

В силу ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Свердловского районного суда города Костромы от 17.09.2014 года удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы в интересах ФИО1. На Администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО1 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Вступившее в законную силу решение обращено к принудительному исполнению путем выдачи взыскателю исполнительного листа.

Постановлением от 19.12.2014 года в отношении должника возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения должником постановления.

На требования, выставляемые судебным приставом-исполнителем, должник - Администрация Костромской области, сообщал судебному приставу-исполнителю, что в установленные сроки решение суда исполнено быть не может, ввиду отсутствия жилого помещения.

29.12.2014 года Администрация Костромской области обратилась в Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области с письмом -ПУ о необходимости проведения действий по приобретению жилого помещения для ФИО1

18.03.2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о взыскании с администрации Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Исследовав представленные суду должником доказательства, суд признает доводы Администрации Костромской области о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа доказанными и обоснованными письменными материалами дела.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в ст. 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона).

Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 № 438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок), согласно п. 2 которого департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области:

1) выступает государственным заказчиком по приобретению жилых помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) осуществляет государственную регистрацию договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов;

3) осуществляет совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрацию права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения;

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:

1) в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;

2) в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

В силу п. 4 Порядка департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (ныне департамент по труду и социальной защите населения Костромской области):

2) в течение пяти рабочих дней со дня получения информации, указанной в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка:

осуществляет совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений;

запрашивает у детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласие на предоставление им конкретного жилого помещения.

После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 5 декабря 2012 года № 277.

В соответствии с п. 5 Порядка департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.

14.04.2015 года администрацией Костромской области было вынесено распоряжение -ра о включении в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении ФИО1 квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью ...

28.04.2015 года Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области с ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с которым ФИО1 было передано во владение и пользование данное жилое помещение.

Право собственности Костромской области на вышеуказанное жилое помещение было зарегистрировано 04.02.2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Указанный выше порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, а также сроки государственной регистрации недвижимого имущества, не зависящие от воли Администрации Костромской области, свидетельствуют о невозможности исполнения Администрацией Костромской области исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Поскольку должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта в отношении взыскателя, суд приходит к выводу об отсутствии у административного истца виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный срок.

Суд исходит из наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению судебного решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения в определенный судебным приставом пятидневный срок для добровольного исполнения.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Кроме того, судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований администрации Костромской области.

При определении степени вины администрации Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта.

Администрация представила доказательства, подтверждающие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Костромской области удовлетворить.

Освободить Администрацию Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой ФИО5 об исполнительском сборе от 18.03.2015 года в рамках исполнительного производства в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья А.В. Ивкова

2а-1445/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Костромской области
Ответчики
УФССП России по Костромской области
судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Пронина Анастасия Николаевна
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
07.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
07.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017[Адм.] Судебное заседание
28.03.2017[Адм.] Судебное заседание
31.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее