Решение по делу № 2а-93/2017 (2а-7622/2016;) от 02.11.2016

Дело № 2а-93/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2017 года                                 город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при секретаре Рохман С.Р.,

с участием представителя прокуратуры города Саратова – помощника прокурора города Саратова Родвикова А.А., действует на основании служебного удостоверения ТО № 216177 и доверенности от 01.12.2016 г.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» – Полянского Г.Ю., действует на основании доверенности от 15.11.2016 г.,

представителя заинтересованного лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» – Шафеевой О.И., действует на основании доверенности от 22.12.2016 г. сроком по 31.12.2017 г.,

представителя заинтересованного лица Саратовской городской Думы – Самохина Д.В., действует на основании доверенности от 17.11.2016 г. сроком по 31.12.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовгорэлектротранс», комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Саратовская городская Дума, контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия в части недофинасирования незаконным, возложении обязанности обеспечить надлежащее финансирование,

установил:

Прокурор города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации) о признании бездействия в части недофинасирования незаконным, возложении обязанности обеспечить надлежащее финансирование.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Саратова проведена проверка соблюдения законодательства РФ об организации транспортного обслуживания населения на территории г. Саратова. На территории муниципального образования «Город Саратов» муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовгорэлектротранс» (далее - МУПП «Саратовгорэлектротранс») оказывает услуги по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами. Согласно Уставу МУПП «Саратовгорэлектротранс» является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. В соответствии с Уставом Предприятие создано с целью оказания услуг по перевозке пассажиров города электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами). Финансовое состояние МУПП «Саратовгорэлектротранс» в настоящее время является критическим. МУПП «Саратовгорэлектротранс» эксплуатирует 2 трамвайных и 2 троллейбусных депо, инвентарный парк которых имеет в своем составе 241 трамвайных вагона, в том числе 220 пассажирских, 189 троллейбусов, в том числе 178 пассажирских. На балансе предприятия находятся 121,53 км. трамвайных путей; 271,5 км. контактной сети; 25 электротяговых подстанций мощностью 63 тыс. кВт; 105,7 км. воздушных фидеров; 29,3 кабельных линии 0,6 кВ; 45,7    кабельных линии 6-10 кВ. Балансовая стоимость имущества - 807,9 млн. руб. МУПП «Саратовгорэлектротранс» является социально значимым для муниципального образования «Город Саратов», поскольку перевозки трамвайным транспортом снижают загруженность автомобильных дорог. Основной пассажиропоток приходится на электротранспорт МУПП «Саратовгорэлектротранс». Однако, в 2013 и 2014 годах МУПП «Саратовгорэлектротранс» показывает отрицательную динамику финансового состояния предприятия, что приводит к недофинансированию работ по ремонту трамвайных вагонов и контактной сети. У предприятия отсутствует возможность проводить регламентные работы по техническому осмотру, заявочному ремонту трамвайных вагонов, троллейбусов. Решением Саратовской городской Думы №54-587 от 17.12.2015 г. «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров предусмотрены субсидии в сумме 100 000 000 руб. Вместе с тем расчетная потребность МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2016 г. для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной сети и без учета погашения имеющейся задолженности и возврата заемных средств составляла 444 500 000 руб. Сначала 2016 г. предприятием ведется работа по оптимизации расходов, в том числе: снижены затраты на оплату труда за счет снижения штатной численности работающих, перехода на 4-х дневную рабочую неделю работников не связанных с работой на маршрутах трамвая и троллейбуса; снижено энергопотребление за счет внедрения более экономичных графиков движения в межпиковые часы; снижены затраты на информационно-вычислительные, охранные и прочие услуги; по повышению доходности от прочих видов деятельности за счет пересмотра тарифов, в том числе: предоставление опор контактной сети для размещения кабелей; медосмотр водителей автотранспортных средств сторонних организаций; увеличение арендной платы за аренду муниципального имущества. С целью изыскания дополнительных средств на оплату энергоресурсов привлечены дополнительные кредитные ресурсы в сумме 12 000 000 руб. Также МУПП «Саратовгорэлектротранс» направило в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта письмо от 22.08.2016 г. с ходатайством об увеличении субсидий на 2016 г. По состоянию на 01.10.2016 г. задолженность МУПП «Саратовгорэлектротранс» за потребленную электроэнергию составляет 53 607 тыс. руб. (ПАО «Саратовэнерго» - 9 947 тыс. руб., ООО «СПГЭС» - 43 660 тыс. руб.). Полагает, что в связи с отсутствием финансирования со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» предприятия не имеет возможности производить оплату за потребленные ресурсы, что в свою очередь приведет к остановке работы электрического общественного транспорта г. Саратова. Указанное бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» повлекло в 2016 г. негативные последствия для населения г. Саратова. Так, в период с 00 ч. 00 мин. 16.06.2016 г. сотрудниками ЗАО «СПГЭС» произведено отключение электроэнергии на тяговых подстанциях. В результате отключения электроэнергии по состоянию на 08 ч. 00 мин. 16.06.2016 г. МУПП «Саратовгорэлектротранс» произвело закрытие следующих ряда маршрутов. Ненадлежащая организация транспортного обслуживания приводит к ограничению доступа граждан к объектам социальной инфраструктуры, нарушает их права на получение образовательных услуг, медицинского обслуживания, к нарушению прав граждан пенсионного возраста и инвалидов на передвижение в пределах муниципального образования «Город Саратов». Администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принимаются необходимых мер, направленных на финансирование деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс», что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц.

Истец, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просил признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в недофинансировании МУПП «Саратовгорэлектротранс», незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта обеспечить надлежащее финансирование деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной линии в размере 444 500 000 руб.

Помощник прокурора города Саратова Родвиков А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованных лиц комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской городской Думы в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, считая требования необоснованными, поддержали доводы письменных возражений.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Выслушав участников процесса, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

МУПП «Саратовгорэлектротранс» на территории города Саратова осуществляет деятельность по перевозке пассажиров электрическим транспортом и осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Как следует из Устава МУПП «Саратовгорэлектротранс», утвержденного председателем комитета по управлению имуществом г. Саратова в 2003 г., предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Предприятие учреждено комитетом по управлению имуществом г. Саратова (пункт 1.1). предприятие является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации (пункт 1.6). Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.9). Муниципальное образование «Город Саратов» не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда его несостоятельность (банкротство) вызвана собственником имущества (пункт 1.9).

В соответствии с Уставом Предприятие создано с целью оказания услуг по перевозке пассажиров города электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами) (пункт 2.1).

Пунктом 2.3 Устава предусмотрены основные и дополнительные виды деятельности предприятия.

В исковом заявлении прокурор указывает, что финансовое состояние МУПП «Саратовгорэлектротранс» является критическим. Расчетная потребность МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2016 г. для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной сети и без учета погашения имеющейся задолженности и возврата заемных средств составляет 444 500 000 руб.

Данные сведения подтверждены ответом генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» от 09.2016 г.

Прокурором в материалы дела предоставлены ответы уполномоченных должностных лиц администрации муниципального образования «Город Саратов» и Правительства Саратовской области, в которых убыточность деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» не оспаривалась.

На основании письма от 02.11.2016 г. генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта обращался в комитет по финансам городской администрации об увеличении объемов финансирования на 2016 г., в удовлетворении которого отказано в связи с предельным дефицитом бюджета муниципального образования «Город Саратов».

Обращаясь в суд с названными исковыми требованиями, прокурор города Саратова мотивирует их следующими правовыми нормами.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями - обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (часть 1).

Однако, анализируя правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Саратова по следующим основаниям.

В силу ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия (пункты 1, 2, 6).

Аналогичные нормы содержатся в положениях Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в случае недостаточной доходной деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс», являющего по организационно-правовой форме муниципальным унитарным предприятием, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», а также комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта как главный распорядитель денежных средств не должны отвечать за указанные неблагоприятные последствия коммерческой деятельности предприятия.

Прокурор просил обеспечить надлежащее финансирование деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» в размере 444 500 000 руб. в виде субсидии, однако действующим законодательством обязанности ответчиков по представлению субсидии не предусмотрено.

При этом, решением Саратовской городской Думы № 54-587 от 17.12.2015 г. «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» МУПП «Саратовгорэлектротранс» выделены денежные средства в сумме 100 000 000 руб., получение которых истцом и представителем предприятия не оспаривались.

Испрашиваемая у ответчиков сумма в размере 444 500 000 руб. прокурором указана на основании письма генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» и иными сведениями не подтверждена.

Из содержания искового заявления следует, что расчетная потребность МУПП «Саратовгорэлектротранс» для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной сети и без учета погашения имеющейся задолженности и возврата заемных средств составляет 444 500 000 руб. на 2016 г., который на момент принятия решения суда являлся завершенным.

Несмотря на неоднократное разъяснение судом необходимости конкретизации требуемой суммы (444 500 000 руб.), ее составляющих, возможном изменении с учетом составления письма в сентябре 2016 г., окончании финансового 2016 года, соответствующие сведения прокурором суду не предоставлены.

Кроме того, в материалах дела содержится программа деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2017 г., в которой отражены финансовые составляющие деятельности предприятия, его расходы, его доходы, с учетом бюджетных ассигнований в размере 100 000 000 руб., и согласно которой по итогам 2017 года предприятие будет являться безубыточным, даже при отсутствии требуемой прокурором суммы.

Наличие данной программы, подписанной генеральным директором и бухгалтером МУПП «Саратовгорэлектротранс», утвержденной председателем комитета по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов» и председателем комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, противоречит предоставленным прокурором доказательствам.

Суд также соглашается с доводами ответчика о том, что данное исковое заявление подано в интересах конкретного лица - МУПП «Саратовгорэлектротранс» и предметом иска является выделение денежных средств предприятию, что противоречит требованиям ст. 39 КАС РФ.

Приведенные прокурором в иске правовые нормы указывают о наличии у органа местного самоуправления обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, обеспечения безопасности дорожного движения, однако обязанность по выделению муниципальному предприятию как юридическому лицу денежных средств отсутствует.

Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденное Решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 г. N 43-524, такой обязанности также не содержит.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований прокурора города Саратова суд не осматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия в части недофинасирования муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» незаконным, возложении обязанности обеспечить надлежащее финансирование муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» для осуществления перевозок пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной линии в размере 444 500 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03.04.2017 г.

Судья подпись И.В. Чеча

2а-93/2017 (2а-7622/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Ответчики
Администрация "Город Саратов"
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта АМО
Другие
МУПП "Саратовгорэлектротранс"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
02.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
03.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2016[Адм.] Судебное заседание
11.01.2017[Адм.] Судебное заседание
01.02.2017[Адм.] Судебное заседание
27.02.2017[Адм.] Судебное заседание
14.03.2017[Адм.] Судебное заседание
28.03.2017[Адм.] Судебное заседание
03.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее