Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Ошуковой А.А.,
в ходе предварительного судебного заседания по административному делу по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к ВАА о взыскании пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход,
у с т а н о в и л:
инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее – ИФНС России по г.Архангельску, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением о взыскании с ВАА пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 575 руб. 10 коп. При этом одновременно Инспекция представила ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска.
Административный истец ИФНС России по г.Архангельску о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, причины неявки не сообщил.
Административный ответчик ВАА о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, возражений по иску не представила.
Исследовав письменные материалы деда, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.346.28 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.
Согласно ст.346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Статья 346.32 Налогового кодекса РФ предусматривает, что уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п.3, 4, 5 ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока
Как следует из самого раннего требования № от ДД.ММ.ГГГГ, для налогоплательщика был установлен срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). В течение трех лет со дня истечения срока исполнения данного требования, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма пеней не превысила 3 000 рублей и составила 575 руб. 10 коп. (л.д.9). Следовательно, срок на подачу в суд заявления о взыскании пеней истек ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, как усматривается из материалов дела, Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ВАА пеней лишь в ДД.ММ.ГГГГ, а с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ, то есть с явным нарушением предусмотренного законом срока на обращение в суд (л.д.3-4, 36, 37-38).
Инспекция ходатайствует в порядке ст.95 КАС РФ и ст.48 НК РФ о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд, ссылаясь на то, что пропуск срока допущен в связи с подготовкой и направлением в суды значительного количества исков в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, при этом правовой отдел Инспекции не в полном объеме укомплектован специалистами.
Разрешая данное ходатайство, суд отмечает, что, являясь государственным органом, уполномоченным на исчисление и взыскание в установленном порядке недоимок по налогам и пени, налоговая инспекция обязана организовать работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное обращение в суд с заявлениями (исками) о взыскании задолженности по всем выявленным фактам неисполнения требований об уплате налога, независимо от цены требования и количества обязанных налогоплательщиков. Необходимость подготовки большого количества заявлений (исков) и штатная неукомплектованность относятся к внутренним вопросам организации деятельности налогового органа и в качестве уважительной причины несвоевременного обращения в суд рассматриваться не могут.
При таких обстоятельствах пропущенный срок восстановлению не подлежит.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Сведения о пропуске со стороны административного истца сроков взыскания пеней позволяют прийти к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности, числящейся за ВАА, за указанный налоговый период.
На основании изложенного, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.138, 175-180, 219, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в удовлетворении административного иска к ВАА о взыскании пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Бузина