Решение по делу № 2-48/2015 ~ М-4/2015 от 16.01.2015

Дело № 2–48/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом

16 марта 2015 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Решетиной О.Н.,

с участием помощника прокурора Садреева А.Ф.,

представителей ответчика Шебырева В.Д. и Попова В.Л.,

представителя АСП «Усть-Нем» Пименова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязанности обеспечения автодороги стационарным электрическим освещением в соответствии с нормативными требованиями,

установил:

    Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в котором просил обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» организовать работы по приведению автомобильной дороги на участке с усовершенствованным покрытием 0,63 км. и грунтовым покрытием 0,3 км. в границах сельского поселения «Усть-Нем» в соответствии с требованиями технического регламента ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в части обеспечения стационарным электрическим освещением. В обоснование требования указано, что по обращению начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка освещенности улично-дорожной сети в границах сельского поселения «Усть-Нем», которой установлено, что в нарушение норм законодательства о дорожной безопасности отсутствуют наружные осветительные установки (светильники уличного освещения) на автодороге находящейся в собственности ответчика и проходящей по <адрес> в границах сельского поселения. Отсутствие освещения в темное время суток или его явная недостаточность затрудняют видимость на автодороге, что негативно сказывается на безопасности участников дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора Садреев А.Ф. уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по основаниям приведенным в иске. При этом указывая на то, что на собственнике имущества лежит ответственность по обеспечению выполнения нормативных требований.

Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 иск не признали, в обоснование указали, что автодорога им передавалась без электрического освещения. Автодорога проходит по уличной сети и поэтому освещение данного участка автодороги входит в обязанности сельского поселения по обустройству уличной сети населенного пункта.

Представитель третьего лица - глава сельского поселения «Усть-Нем» ФИО3 пояснил, что рассматриваемая автодорога проходит по уличной сети <адрес>, на которой имеется электрическое освещение относящихся к улицам села и возможно недостаточно освещена автодорога в местах пешеходных переходов и остановок транспорта. На предмет выполнения нормативных требований по освещению автодороги обследований не проводилось. В решении вопроса полагается на усмотрение суда.

Представитель ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Заслушав лиц участвующих в рассмотрении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу положений пунктов 1, 6 части 1 статьи 13 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как указано в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона под «содержанием автомобильной дороги» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" /в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них/, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 1 января 2015 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми.

Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 25.12.2014 № ХХХI-298 внесены изменения в решение Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 19.11.2014 № ХХIХ-272 «Об утверждении перечня муниципального имущества, находящегося в собственности сельских поселений, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», в частности в собственность МР «Усть-Куломский» переданы автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения «Усть-Нем».

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 30 декабря 2014 года № 2063 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО МР «Усть-Куломский». В утвержденный перечень входит рассматриваемая автомобильная дорога по с. Усть-Нем, идентификационный номер 87 248 ОП МР 051, пятой категории, протяженностью 0,63 километра с усовершенствованным типом покрытия и 0,3 с грунтовым типом покрытия.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Требования к наружному освещению регламентированы в разделе 4.6 ГОСТ Р 50597-93, в соответствии с которым включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. /Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Согласно пункту 2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.

Исходя из актов обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 и 68) рассматриваемого участка автодороги, протяженностью 0,63 километра с усовершенствованным типом покрытия и 0,3 с грунтовым типом покрытия, а так же приобщенных к материалам дела фотографий (л.д. 9-15 и 69-92) следует, что на всем протяжении участка на пешеходных переходах автодороги в ночное время отсутствует электрическое освещение. Данные обстоятельства не опровергнуты стороной ответчика.

Пунктом 8.8.1 приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 N "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из изложенного, учитывая технологическое единство элементов обустройства автомобильной дороги, неделимость обеспечения безопасности дорожного движения в отношении всех элементов обустройства, на собственнике автодороги лежит как обязанность обеспечения наличия надлежащего стационарного электрического освещения автодороги рассматриваемого участка, так и эксплуатационного контроля за состоянием освещения.

Данная правовая позиция по аналогичному вопросу выражена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.10.2014 № 33-4854/2014.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья (ч.1 ст.41). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление конституционного права в полном объеме, в т. ч. к недопущению ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

С учетом установленных обстоятельств и приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора правомерны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» организовать работы по приведению автомобильной дороги (идентификационный номер 87 248 ОП МР 051) на участке с усовершенствованным покрытием 0,63 км. и грунтовым покрытием 0,3 км. в границах сельского поселения «Усть-Нем» в соответствии с требованиями технического регламента ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в части обеспечения стационарным электрическим освещением.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение составлено 20.03.2014.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин

2-48/2015 ~ М-4/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Усть-Куломского района
Ответчики
администрация муниципального района "Усть-Куломский"
Другие
Администрация СП "Усть-Нем"
ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Ерчин Ю.Н.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
16.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
19.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2015Судебное заседание
02.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.06.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.06.2015Судебное заседание
07.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее