Дело №2-89/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№
04 февраля 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе
председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии помощника судьи Ануфриевой Н.А.
представителя истца Васильева И.В.
представителей ответчика Деменцевича С.В., Соколова А.В.
представителя третьего лица Вороновского Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко В.Л. к Потребительскому кооперативу «Гаражно-строительный кооператив «Спутник-1» о признании решений общих собраний недействительными, третье лицо - ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя, -
установил:
Максименко В.Л. обратился с иском к ПК «ГСК «Спутник-1» о признании недействительными решений общих собраний кооператива от 17 декабря 2017 года и 15 декабря 2018 года. Требования мотивированы тем, что в 1999 году в соответствии с распоряжением Нахимовской РГА г. Севастополя № от 17 ноября 1999 года произошла перерегистрация списков членов ГСК «Спутник-1» в количестве свыше 1100 человек. На основании протокола от 20 февраля 2015 года утвержден Устав кооператива,10 марта 2015 года внесены сведения о ПК «ГСК «Спутник-1». 03 августа 2016 года решением Нахимовского районного суда г. Севастополя признано недействительным (ничтожным) решение общего собрания кооператива, оформленное протоколом от 20 февраля 2015 года по основаниям отсутствия необходимого кворума для принятия решений, судом было подтверждено наличие членов кооператива в количестве 1100 человек, тогда как для принятия легитимных решений необходимо не менее 551 человек. Данный факт является преюдициальным. Истец является членом ПК ГСК «Спутник-1» и на оспариваемых собраниях не был, данные собрания проведены при отсутствии кворума, собрание в 2018 году проведено в заочной форме, что не предусмотрено уставом кооператива. При проведении собраний рассмотрены вопросы, не включенные в повестку дня.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что как член кооператива, он имеет право участвовать в избрании в руководящие органы кооператива, при этом на собраниях избраны нелегитимные органы управления, так как избраны в правление лица, не являющиеся членами кооператива, избран заместитель, при этом уставом такая должность не указана, также сформулировано так, что Максименко В.Л. утратил право пользования гаражом, утверждают список 1999 года. Указанные решения нарушают права истца.
Представители ответчика против удовлетворения иска возражали, пояснили, что 03 августа 2016 года количественный состав кооператива был 1100 человек, но количество членов кооператива менялось. Решением Севастопольского городского суда № было установлено, что было неопределенное число кооператива, было установлено, что список членов 365 членов кооператива. 17 декабря 2017 года кооперативом было установлено, что членами являются 365 человек. 21 ноября 2017 года в налоговую был подан список членов кооператива. Максименко В.Л. по состоянию на 17 декабря 2017 года был членом кооператива, его приглашали на это собрание. Максименко В.Л. в судебном заседании у мирового судьи вручили уведомление о проведении собрания, он знал об этом собрании, так как судебные заседания откладывались в связи с тем, чтоб дождаться собрания. Максименко В.Л. был исключен 30 апреля 2018 года на общем собрании. Данное решение Максименко В.Л. не оспорил, хоть знал о нем еще в мае 2018 года, а потому претендовать на оспаривание иных решений собрания он не имеет право. Общество решило предложить Максименко В.Л. баллотироваться на должность председателя кооператива, он знал о том, что будет собрание, большинство проголосовали против того, чтоб Максименко В.Л. стал председателем. Апелляционным определением № года уже определено количество членов кооператива, при этом Максименко В.Л. сам скрывает списки кооператива.
Представитель третьего лица оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 17 декабря 2017 года состоялось общее собрание членов ПК «ГСК «Спутник-1», на повестку дня которого вынесено 10 вопросов, в том числе доклад о деятельности Максименко В.Л., исключение из членов кооператива, принятие новых членов. В течение собрания повестка дня была уточнена, на рассмотрение поставлено 16 вопросов.
Согласно протоколу общего собрания, зарегистрировалось 165 человек, 30 человек - доверили представлять интересы иным лицам. В протоколе указано, что общее количество членов кооператива - 365 человек.
Из материалов дела следует, что в период с 20 октября 2018 года по 15 декабря 2018 года также проведено общее собрание, как указано, в заочной форме. В протоколе также указано, что общее количество членов товарищества составляет 365 участников, количество зарегистрированных бюллетеней - 306. В протоколе указано, что список членов товарищества по состоянию на 21 ноября 2017 года, сведения о количестве членов товарищества предоставлены в налоговый орган.
Согласно положениям Устава ПК ГСК Спутник-1, общее собрание членов кооператива является органом управления кооператива, общее собрание вправе принимать решения, если на заседании присутствуют более 50 % членов Кооператива. Очередное Общее собрание созывается правлением путем письменного оповещения всех членов кооператива.
На основании пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ к юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями в организационно-правовой форме потребительский кооператив, относятся, в том числе гаражные кооперативы.
Отношения, связанные с созданием и деятельностью потребительских кооперативов (в том числе гаражно-строительных кооперативов), регулируются ст. 123.2 ГК РФ.
Гражданский кодекс Российской Федерации квалифицирует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положения указанного Закона на потребительские кооперативы не распространяются. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов, как это предусмотрено ст. ст. 123.2, 123.3 ГК РФ, определяются законами о потребительских кооперативах. Однако для гаражно-строительных кооперативов специальный закон не принят.
Таким образом, правовое положение ГСК определяется ГК РФ, Уставом ГСК в части, не противоречащей действующему законодательству.
В силу положений ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение) (ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества, а также принятое при отсутствии необходимого кворума.
Как следует из материалов дела решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 августа 2016 года по делу по иску С к ПК ГСК Спутник-1 о признании недействительным протокола общего собрания, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, была установлена численность членов кооператива 1100 человек.
Решениями судов неоднократно было установлено, что численность кооператива составляет 1100 человек, в частности, решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2018 года, апелляционным определением Севастопольского городского суда от 14 мая 2018 года.
Судом в судебном заседании заслушаны пояснения работника полиции, который пояснил, что в рамках проведения доследственной проверки изымалось реестровое дело ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя ПК ГСК «Спутник-1», сведения о количественном и персональном составе участников отсутствуют.
Доказательств того, что численность членов кооператива была уменьшена путем исключения членов товарищества в количестве 735 человек суду не представлено.
Таким образом, поскольку решениями судов было установлено количество членов кооператива 1100 человек, доказательств исключения 735 челнов кооператива не имеется, кроме того, на собрании от 17 декабря 2017 года были приняты решения по повестке дня, которая была изменена на собрании и об изменении повестки не были оповещены члены кооператива, оспариваемые решения собраний являются ничтожными, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителей ответчика о том, что Максименко В.Л. не был членом кооператива, а потому решение собрания от 15 декабря 2018 года не может повлиять на права и обязанности истца, поскольку суду не представлено решение общего собрание об исключении Максименко В.Л., принятое при наличии кворума. Оснований полагать Максименко В.Л. исключенным из членов кооператива не имеется.
Также судом не могут быть приняты во внимание доводы о пропуске сроков обжалования, поскольку доказательств того, что Максименко В.Л. был уведомлен о собраниях, не имеется. кроме того, Максименко В.Л. оспаривает решения собраний в связи с ничтожностью данных собраний.
Отсутствие кворума на общем собрании влечет ничтожность всех решений принятых на данном собрании.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 98 ГПК РФ. суд распределяет судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными решения общего собрания членов Потребительского кооператива «ГСК «Спутник-1», оформленного протоколом от 17 декабря 2017 года, а также решения общего собрания Потребительского кооператива «ГСК «Спутник-1», проведенного в период с 20 октября 2018 года по 15 декабря 2018 года в форме заочного голосования, оформленного протоколом от 15 декабря 2018 года.
Взыскать с Потребительского кооператива «ГСК «Спутник-1» в пользу Максименко В.Л. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 10 февраля 2020 года.
Судья И.Г.Блейз