РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2016 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Самара Беляковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5221/16 по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по округу №... М.М.Н к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... о признании незаконным бездействие председателя и членов участковой избирательной комиссии №..., обязании председателя участковой избирательной комиссии №... Ф.А.С. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата на территории избирательного участка №... были выявлены нарушения избирательного законодательства, заключающиеся в том, что у одного из членов комиссии линейка другого цвета, отказывается заменить. Председатель комиссии Ф.А.С. и члены комиссии не приняли мер к пресечению нарушения закона, их бездействие нарушает права истца как кандидата. Просит суд признать незаконным бездействие председателя и членов комиссии, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей установленных Федеральным законом №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», по контролю за соблюдением на территории избирательного участка закона и порядка проведения голосования, обязать председателя участковой избирательной комиссии №... Ф.А.С. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Истец, его представитель К.Е.О., действующая на основании доверенности от дата, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель предоставила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Ф.А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, предоставил суду отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, заявил ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Самара Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Выслушав стороны, участвующие в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств нарушения прав истца не предоставлено, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ.
М.М.Н является кандидатом в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ по округу №....
Председателем участковой избирательной комиссии №... является Ф.А.С.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ст. 1 Федерального закона №20 – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при *** голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Из преамбулы Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 31 вышеназванного Федерального закона участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы: информирует избирателей о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 16 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет указанный список; знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения; выдает избирателям открепительные удостоверения; контролирует соблюдение правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка; обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных федеральных списках кандидатов, зарегистрированных кандидатах на основании сведений, полученных от вышестоящей избирательной комиссии; организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения; обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 ст.19 указанного выше Федерального закона подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возложены полномочия территориальных избирательных комиссий, участковые избирательные комиссии.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов установлены в главе IX Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», положениями которой не предусмотрено использование одинаковых канцелярских принадлежностей - линеек.
Кроме того, в материалы дела каких-либо доказательств нарушения прав истца как кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ, а равно как доказательств указанных в административном исковом заявлении обстоятельств дела не предоставлено (ст. 62 КАС РФ).
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований М.М.Н о признании бездействий председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Ф.А.С. и членов комиссии незаконными и возложении обязанности по их устранению на председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Ф.А.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по округу №... М.М.Н к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... о признании незаконным бездействия председателя и членов участковой избирательной комиссии №..., обязании председателя участковой избирательной комиссии №... Ф.А.С. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечения виновных лиц к административной ответственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2016 года
Судья /подпись/ Доценко И.Н.
Копия верна
Судья
Секретарь