Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
от 26 мая 2021 года по делу № 2-990 (2021)
город Пермь
резолютивная часть принята – 26 мая 2021 года
мотивированная часть составлена – 16 июня 2021 года
начало судебного заседания – 21.04.2021 года с объявлением перерыва до 26.05.2021 года
УИД - 59RS0005-01-2020-009231-24
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.В.
с участием истца Арасланова Д.Х.
представителя ответчика Зебзевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арасланова Дамира Хакимулловича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми об отмене решения и возложении обязанности по назначению пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Арасланов Д.Х. (далее - истец) обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми (далее – ответчик или Управление) об отмене решения и возложении по назначению пенсии, указывая, что 29.07.2020г. он обратился в УПФ РФ в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлением о назначении пенсии. Решением Комиссии по назначению и выплате пенсии в УПФР в Мотовилихинском районе г.Перми от 05.11.2020 № истцу было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью требуемого стажа. При этом Комиссия не засчитала в стаж следующие периоды: Медицинский брат в соматическом отделении стационара, с 13.12.1995 фельдшер функциональной диагностики стационара в МП «городская детская больница №» с 01.03.1994 по 10.09.1995 (01-06-10), с 17.09.1995 по 17.09.1995 (00-00-01), с 01.10.1995 по 18.01.1996 (00-03-18), с 20.01.1996 по 10.04.1996 (00-02-21), с 13.04.1996 по 09.06.1996 (00-01-27), с 11.06.1996 по 19.11.1996 (00-05-09), с 21.11.1996 по 22.12.1996 (00-01-02), с 24.12.1996 по 21.01.1997 (00-00-28), с 23.01.1997 по 03.02.1997 (00-00-11). Фельдшер в МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» с 10.02.1997 по 02.07.1997 (00-04-23). Курсы повышения квалификации с 18.09.1995 по 30.09.1995 (00-00-13), с 26.08.1998 по 13.10.1998 (00-01-18), с 29.10.2003 по 10.12.2003 (00-01-12), с 14.10.2008 по 25.11.2008 (00-01-12), с 06.09.2010 по 19.11.2010 (00-02-14), с 05.10.2015 по 30.10.2015 (00-00-26) итого 3 года 11 месяцев 5 дней. Считает, что указанные периоды не засчитаны в стаж необоснованно, так как периоды работы в МП «Городская детская больница №», МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» и курсы повышения квалификации непосредственно связаны с его работой по осуществлению лечебной деятельности.
Истец просит отменить решение Комиссии по назначению и выплате пенсий УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми от 05.11.2020 №. Возложить на УПФ РФ в Мотовилихинском районе г.Перми обязанность включить исключенные периоды связанные с работой в МП «Городская детская больница №», МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» и периоды связанные с нахождением на курсах повышения квалификации, в стаж работы и назначить пенсию с момента обращения, т.е. с 29 июля 2020 года.
Истец Арасланов Д.Х. в судебном заседании на иске настаивал. Пояснил, что стаж выработался еще в марте.
Представитель ответчика Зебзеева Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что спорные периоды не включены в специальный стаж, поскольку документов, подтверждающих работу истца представлено не было. Кроме того, с 2019 года изменения в законодательстве и право является отложенным. Требование о назначении пенсии с 29.07.2020г. не подлежит удовлетворению, так как срок выработки истца 30-летнего стажа приходится на январь 2020г, плюс полтора года, получается июль 2021г.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Устанавливая в Законе N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.07.2020 Арасланов Д.Х. обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления № от 05.11.2020 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа на лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
При этом не включены в стаж период работы истца медицинским братом в соматическом отделении стационара, с 13.12.1995 фельдшер функциональной диагностики стационара в МП «городская детская больница №» с 01.03.1994 по 10.09.1995 (01-06-10), с 17.09.1995 по 17.09.1995 (00-00-01), с 01.10.1995 по 18.01.1996 (00-03-18), с 20.01.1996 по 10.04.1996 (00-02-21), с 13.04.1996 по 09.06.1996 (00-01-27), с 11.06.1996 по 19.11.1996 (00-05-09), с 21.11.1996 по 22.12.1996 (00-01-02), с 24.12.1996 по 21.01.1997 (00-00-28), с 23.01.1997 по 03.02.1997 (00-00-11). Фельдшер в МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» с 10.02.1997 по 02.07.1997 (00-04-23), итого 3 года 3 месяца 00 дней.
Также ответчиком не зачтены в специальный стаж - курсы повышения квалификации с 18.09.1995 по 30.09.1995 (00-00-13), с 26.08.1998 по 13.10.1998 (00-01-18), с 29.10.2003 по 10.12.2003 (00-01-12), с 14.10.2008 по 25.11.2008 (00-01-12), с 06.09.2010 по 19.11.2010 (00-02-14), с 05.10.2015 по 30.10.2015 (00-00-26) итого 8 месяцев 05 дней.
Всего комиссией включено в специальный стаж Арасланова Д.Х. 26 лет 07 месяцев 19 дней при требуемом 30-летнем специальном стаже.
Суд считает, что указанные периоды подлежат включению в трудовой стаж истца в силу следующего.
Так, судом при разрешении заявленных требований не могут не учитываться разъяснения, изложенные в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно трудовой книжки, Арасланов Д.Х. с 01.03.1994 года начал трудовую деятельность с должности медбрата соматического отделения Детской городской больницы №.
Согласно справке уточняющей условия работы от 19.12.2019 года, Арасланов Д.Х. работал в МУЗ Детская городская больница № в должности медицинского брата, осуществлял лечебную деятельность полный рабочий день, полную рабочую неделю непосредственно связанную с осуществлением лечебной деятельности в структурном подразделении – стационар в следующие периоды с 01.03.1994 по 10.09.1995; с 11.09.1995 по 16.09.1995; с 17.09.1995 по 17.09.1995; с 18.09.1995 по 30.09.1995; с 01.10.1995 по 12.12.1995г. Также в периоды с 13.12.1995 по 18.01.1996; с 19.01.1996 по 19.01.1996; с 20.01.1996 по 10.04.1996; с 11.04.1996 по 12.04.1996; с 13.04.1996 по 09.06.1996; с 10.06.1996 по 10.06.1996; с 11.06.1996 по 19.11.1996; с 20.11.1996 по 20.11.1996; с 21.11.1996 по 22.12.1996; с 23.12.1996 по 23.12.1996; с 24.12.1996 по 21.01.1997; с 22.01.1997 по 22.01.1997; с 23.01.1997 по 03.02.1997г. Арасланов Д.Х. осуществлял в должности фельдшера функциональной диагностики полный рабочий день, полную рабочую неделю деятельность непосредственно связанную с осуществлением лечебной деятельности. Также в этой справке отражено, что в период времени с 25.11.1992 по 25.06.1997 года выше указанная больница имела организационную форму – Муниципальное предприятие «Городская детская больница №».
Также, согласно справки от 17.08.2020г. № Арасланов Д.Х. работал МБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» в должности фельдшера в следующие периоды: с 10.02.1997 по 31.01.2012г. Согласно данной справки организация в период времени с 1993 года по 03.07.1997 года имела наименование МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи».
Не включив истцу в стаж спорные периоды его работы в МП «Городская детская больница №» и МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» ответчик исходил из того, что наименование организации не поименовано Списками и отсутствуют документы, подтверждающие работу в структурных подразделениях, поименованных в пункте 6 Правил №. Возражая против заявленных исковых требований, ответчик также указал на то, что, поскольку Законодателем не предусмотрены такая организационно-правовая форма медицинской организации как «предприятие», соответственно, спорные периоды работы, выполняемые истцом в предприятии, не могут быть зачтены в специальный стаж для досрочной пенсии.
Разрешая заявленные требования и оценивая возражения, суд проанализировал Устав Муниципального предприятия «Городская детская больница №», в котором указано на то, что оно было создано на основе городской муниципальной собственности с целью оказания лечебно-профилактической помощи и услуг. Основной целью деятельности Предприятия являлось оказание лечебно-профилактической помощи.
Также судом был проанализирован Устав Городского муниципального предприятия «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», в котором основной целью деятельности Предприятия было указано на оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению в городе Перми.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в выше указанные спорные периоды времени истец осуществлял именно лечебную деятельность по охране здоровья населения. Следовательно, периоды работы истца в МП «Городская детская больница №» и МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» подлежат включению в стаж.
Относительно периодов прохождения истца курсов повышения квалификации, суд считает, что они подлежат включению в стаж в силу следующего.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что при направлении работников для повышений квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Поскольку все заявленные периоды прохождения курсов повышения квалификации подтверждены документально, то суд считает, что они должны быть включены в стаж истца.
Возражения ответчика против включения в специальный стаж периодов обучения истца на курсах повышения квалификации по мотиву того, что правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусматривают включение в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, несостоятельны и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Периодическое повышение квалификации является обязательным условием профессиональной деятельности медицинских работников.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Невключение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, Арасланову Д.Х. следует включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения спорные периоды курсов повышения квалификации.
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
На основании выше изложенного, исковые требования по включению в стаж периодов работы в МП «Городская детская больница №» и МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», а также периодов прохождения курсов повышения квалификации подлежат удовлетворению; дополнительно в стаж истца следует включить 3 года 3 месяца и 8 месяцев 05 дней. С учетом учтенного ответчиком стажа в размере 26 лет 07 месяцев 19 дней и с учетом периодов, включенных судом, стаж истца составляет 30 лет 06 месяцев 24 дня.
Истцом также заявлено требование о назначении пенсии с 29 июля 2020 года, которое не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно п.1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Приложением N 7 к указанному закону при возникновении права на страховую пенсию в 2020 г. срок ее назначения - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, при возникновении у истца в 2020 г. права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности, такая пенсия может быть ему назначена не ранее чем через 1 год и 6 месяцев со дня возникновения права на нее получение.
Выше указанный срок на дату 29.07.2020 года не истек. Поэтому, требование истца о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с 29.07.2020 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Арасланова Дамира Хакимулловича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми об отмене решения и возложении обязанности по назначению пенсии, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми от 05.11.2020 года № в части и на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми возложить обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Арасланову Дамиру Хакимулловичу периодов работы: в МП «Городская детская больница №» - с 01.03.1994 по 10.09.1995, с 17.09.1995 по 17.09.1995, с 01.10.1995 по 18.01.1996, с 20.01.1996 по 10.04.1996, с 13.04.1996 по 09.06.1996, с 11.06.1996 по 19.11.1996, с 21.11.1996 по 22.12.1996, с 24.12.1996 по 21.01.1997, с 23.01.1997 по 03.02.1997; в МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» - с 10.02.1997 по 02.07.1997; периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 18.09.1995 по 30.09.1995, с 26.08.1998 по 13.10.1998, с 29.10.2003 по 10.12.2003, с 14.10.2008 по 25.11.2008, с 06.09.2010 по 19.11.2020, с 05.10.2015 по 30.10.2015.
В назначении пенсии с 29.07.2020 года Арасланову Д.Х., - отказать.
Решение суда от 26.05.2021 года может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий О.В.Нигаметзянова