Дело № 2-1049/2015
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» июня 2015 года город Михайловка
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Гудченковой С.Г.,
при секретаре Бахолдиной Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» к Самойловой ... о взыскании с наследника суммы излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что согласно заявлению от Дата ФИО2 состоял на учете получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и ему предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно статье 17 названного законодательного акта инвалидам предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения ( в домах государственного и муниципального жилищного фонда» и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Дата ФИО2 умер. Однако за период с Дата по Дата ФИО2 были получены федеральные средства на оплату коммунальных услуг на сумму ... Сумма оплаты коммунальных услуг за Дата года составила .... Таким образом, расчетная авансовая сумма ЕДВ на оплату ЖКУ, выплаченная ФИО2, превысила объем мер социальной поддержки, установленной действующим законодательством, определенная перерасчетом общая сумма, проавансированная сверх объема социальной поддержки составляет .... Просит суд взыскать с ответчика сумму излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение) в размере ...
Представитель истца государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Самойлова Н.А. в судебное заседание не явилась, причина неявки суду неизвестна, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно.
Согласно Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, не представил отзыв на исковое заявление, а истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.
Третье лицо нотариус Попова Л.И. в судебное заседание не явилась, причина неявки суду неизвестна, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 17 Федерального закона № 181 – ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое.
Основанием для предоставления льгот является справка об инвалидности.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 являлся ... по общему заболеванию, что подтверждается справкой ... Номер от Дата (л.д.8).
Дата ФИО2 подавал заявление в государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о назначении мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг инвалидам (л.д.9).
Согласно Постановления главы администрации Волгоградской области от 26.11.2008 года № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно – коммунальных услуг, назначаются гражданам индивидуального в виде авансовых сумм в размере 50 % от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно – коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области, с учетом количества проживающих в семье граждан.
В соответствии со справкой за ФИО2 числится жилой дом по адресу: Адрес (л.д.10).
В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 10.07.2008 года № 1735 – ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счет средств, источниками которых являются субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, полученные из федерального бюджета. Меры социальной поддержки в форме денежных выплат, указанных в статье 1 настоящего Закона, предоставляются по желанию получателей мер социальной поддержки через кредитные организации на территории Волгоградской области путем зачисления на открытые ими счета по вкладам или через отделения Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».
В соответствии с историей выплат за период с Дата по Дата ФИО2 произведены выплаты ежемесячной денежной компенсации через банк путем перечисления на лицевой счет, ежемесячно в размере ... (л.д.13)
В соответствии с порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.11.2008 года № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», в случае если расчетная сумма ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим федеральным законодательством, граждане обязаны в течение десяти дней известить об этом центр социальной защиты населения и в месячный срок представить для перерасчета платежные документы за жилищно-коммунальные услуги.
При выявлении центром социальной защиты населения случаев превышения расчетной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ над объемом мер социальной поддержки, установленным действующим законодательством, гражданам направляется сообщение о необходимости представления в месячный срок платежных документов, подтверждающих фактические (или начисленные к оплате) расходы за жилищно-коммунальные услуги, в случае изменения состава семьи - справки о составе семьи.
Суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.
Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ центром социальной защиты населения осуществляется как на основании представленных гражданами платежных документов, так и по сведениям, полученным от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями.
Центры социальной защиты населения имеют право запрашивать от организаций, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги, информацию о фактических расходах граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно предоставленного истцом расчета излишне выплаченной суммы, ФИО2 ....
Согласно свидетельства о смерти Номер от Дата, ФИО2 умер Дата (л.д.26).
Таким образом, произвести зачет переплаченной суммы в счет последующих выплат не представляется возможным в связи со смертью получателя ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно - коммунальных услуг ФИО2, который в результате не извещения центра социальной защиты населения и не предоставления платежных документов на оплату коммунальных услуг, получал выплаты в большем объеме, чем предусмотрено, то есть недобросовестно приобрел денежные средства в размере ..., проавансированные ему сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно п. 2 ст. 1102 ГК Российской Федерации, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1175 Гражданского кодекса РФ установлено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
В соответствии с материалами наследственного дела, наследником к имуществу наследодателя ФИО2 по закону является Самойлова Н.А. (л.д.25-49)
Согласно ч. 3 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ долг умершего переходит к наследникам, то есть наследство переходит в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде, как единое целое (в т.ч. имущество и обязанности, включая обязанности по долгам).
При таких обстоятельствах, суд считает, что у Самойловой Н.А. возникла обязанность по возмещению денежной суммы неосновательно приобретенной наследодателем в результате необоснованного получения из бюджета ... в виде излишне выплаченной меры социальной поддержки.
Оснований для применения положений ст. 1109 ГК Российской Федерации судом не установлено, так как несмотря на то, что переплата денежных средств образовалась в результате счетной ошибки, однако по причине неисполнения получателем этих средств обязанности сообщения в центр социальной защиты населения о несоответствии выплачиваемых сумм фактическим расходам.
Размер неосновательного обогащения ответчиком не оспаривается.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд оценив представленные доказательства, считает требования истца законными, обоснованными, и следовательно подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, учитывая что требования истца удовлетворены судом в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» к Самойловой ... о взыскании с наследника суммы излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение), удовлетворить.
Взыскать с Самойловой ... сумму излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение) в размере ....
Взыскать с Самойловой ... государственную пошлину в доход муниципального бюджета городского округа город Михайловка Волгоградской области в размере ...
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения
Судья: Гудченкова С.Г.
заочное решение в окончательной
форме изготовлено 08 июня 2015 года