РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 г. г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Кадыровой П.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-3679/2019 по административному иску Щербакова Сергея Васильевича к администрации Губернатора Астраханской области о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Щербаков С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Губернатора Астраханской области о признании решения незаконным.
Требования мотивированы тем, что 07.10.2019 года им, как организатором, в администрацию Губернатора Астраханской области было представлено уведомление от 07.10.2019 года о проведении 14.10.2019 года публичного мероприятия в форме пикетирования без использования звукоусиливающей техники с применением средств наглядной агитации с 8.30 часов до 10.30 часов по адресу г. Астрахань, пешеходная площадка перед зданием по ул. Советская, д. 14, цель публичного мероприятия – требование возврата льгот ветеранам труда; требование отмены коэффициента нуждаемости при предоставлении социальных льгот лицам, имеющим высокий трудовой стаж.
09.10.2019 года администрацией Губернатора Астраханской области было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку на данной территории уже запланировано мероприятие о проведении социологического исследования Астраханским региональным молодежным движением «Молодежь Губернии». Предложено провести пикетирование в парке культуры АТРЗ.
Считает данный отказ незаконным, поскольку социологическое исследование не является публичным мероприятием, не установлено, какой из этапов социологического исследования будет проводиться, предложенное административным ответчиком место проведения пикетирования в парке культуры АТРЗ не соответствует цели мероприятия, указанного в уведомлении от 07.10.2019 года.
Просит суд признать незаконным решение администрации Губернатора Астраханской области от 09.10.2019 года № 02-02-2183.
В судебном заседании административный истец Щербаков С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Губернатора Астраханской области Шаповалова Т.Н. просила в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля М. Д.А., приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
П. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации регламентируется Законом Астраханской области от 27.11.2012 № 80/2012-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» (далее - Закон № 80/2012-ОЗ).
г *
к
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 80/2012-03 в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти Астраханской области, уведомление о проведении данного публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в исполнительный орган государственной власти Астраханской области, определенный Правительством Астраханской области, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 3 Закона № 80/2012-ОЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 24.04.2006 № 123-П «О реализации Закона Астраханской области от 27.11.2012 № 80/2012-ОЗ» администрация Губернатора Астраханской области определена уполномоченным органом по приему уведомления о проведении публичного мероприятия в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти Астраханской области.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия с соблюдением сроков его подачи и других требований, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Щербаковым С.В. 07.10.2019 года в администрацию Губернатора Астраханской области было подано уведомление о проведении 14.10.2019 года публичного мероприятия в форме пикетирования без использования звукоусиливающей техники с применением средств наглядной агитации с 8.30 часов до 10.30 часов по адресу г. Астрахань, пешеходная площадка перед зданием по ул. Советская, д. 14, цель публичного мероприятия – требование возврата льгот ветеранам труда; требование отмены коэффициента нуждаемости при предоставлении социальных льгот лицам, имеющим высокий трудовой стаж.
В ответ на указанное обращение административным ответчиком в адрес Щербакова С.В. направлено сообщение от 09.10.2019 № 02-02-2183, в котором было предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия в связи с тем, что на данной территории уже запланировано мероприятие в форме пикетирования Астраханским региональным молодежным общественным движением «Молодежь Губернии» по адресам: г. Астрахань, ул.Советская, 12/ул.Чернышевского,13; ул.Советская, 13/ул.Володарского, 15; ул. Советская, 14; ул. Советская, 15; ул. Советская, 15/ул. Коммунистическая, 5. В связи с чем Щербакову С.В. было предложено рассмотреть возможность проведения запланированного публичного мероприятия на территории единого специально отведенного места для проведения публичных мероприятий, определенного в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25.01.2018 № 22-П «Об отдельных вопросах реализации федеральных законов от 19.06.2004 № 54-ФЗ и от 07.06.2017 № 107-ФЗ» - парка культуры АТРЗ, расположенного в пределах территории города Астрахани, ограниченной улицами: Боевая, Б. Хмельницкого, Волжская, Н. Островского.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 8, ч. 3 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным Законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях).
Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях).
К таким интересам могут быть отнесены сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно- технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (ч. 2.2 ст. 8 Закона о публичных мероприятиях).
С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан в письменной форме проинформировать орган публичной власти о принятии (непринятии) предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия. По смыслу данной нормы также не исключается возможность направления организатором публичного мероприятия органу публичной власти встречного предложения об ином месте и (или) времени проведения публичного мероприятия с учетом срока, необходимого для согласования данного предложения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 12 названного закона, в связи с чем довод Щербакова С.В. о том, что предложенное административным ответчиком место проведения пикетирования в парке культуры АТРЗ не соответствует цели мероприятия, указанного в уведомлении от 07.10.2019 года, не свидетельствует о нарушении его конституционных прав.
Вопрос о проведении мероприятия в иную дату решается организатором публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия.
Доводы административного истца о том, что социологическое исследование не является публичным мероприятием и не установлено, какой из этапов социологического исследования будет проводиться, не могут послужить основанием для удовлетворения иска, поскольку из уведомления, направленного в администрацию Губернатора Астраханской области Астраханским региональным молодежным общественным движением «Молодежь Губернии» 03.10.2019 года № 49 следует, что по адресу и в дату, указанному Щербаковым С.В. в уведомлении от 07.10.2019 года, запланировано публичное мероприятие в форме пикетирования, которое согласовано администрацией Губернатора Астраханской области. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании свидетель М. Д.А.
Указанные выше обстоятельства и приведенные нормы закона, приводят суд к выводу о том, что ответ администрации Губернатора Астраханской области от 09.10.2019 № 02-02-2183 не является отказом в проведении публичного мероприятия административным истцом, содержит предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, действия администрации Губернатора Астраханской области не противоречат нормам действующего законодательства, нарушение требований законодательства о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования администрацией Губернатора Астраханской области допущено не было, требования законодательства соблюдены, соответственно Конституционные права административного истца на свободу мирных собраний нарушены не были.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.10.2019 ░░░░.
░░░░░: